|
Главный механизм воздействия на нарушителей закона - это подача судебного иска, но на такие радикальные меры россияне, привыкшие с советских времен воспринимать произвол как норму, идут крайне редко. С другой стороны, и в России уже заговорили о таком привычном для Запада явлении, как "потребительский экстремизм". Поэтому при грамотно поданном иске с адекватной оценкой ущерба потребитель может рассчитывать на справедливость.
Роспотребнадзор, как пишет издание "РБК daily", отмечает: новая редакция закона "О защите прав потребителей" как раз рассчитана в равной степени и на усиление защиты прав и законных интересов потребителей, и на совершенствование механизмов реализации этих прав. Многие формулировки, по словам чиновников, были специально видоизменены "в целях формирования единообразной правоприменительной практики".
Добиться решения в свою пользу, если речь идет об ущербе, нанесенном частной компанией, вполне реально. Если при подаче иска, прямо или косвенно затрагивающего интересы государственных структур, шансы на победу невелики, то в остальных случаях видоизмененный закон "О защите прав потребителей" фактически приравнивает интересы граждан на потребительском рынке к интересам государства.
Сотрудник юридического отдела Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Андрей Семенов утверждает: "Продавцы, нарушающие права потребителей, обычно рассчитывают на то, что из десяти имеющих претензии покупателей до суда дойдет максимум один. Но когда у продавца появится уверенность, что отвечать ему в судебном порядке придется в большинстве случаев, он предпочтет не нарушать законодательство. Появится финансовая заинтересованность в этом".
Упреки в "потребительском экстремизме", всплеска которого опасаются продавцы в связи с принятием поправок в закон "О защите прав потребителей", не должны, по мнению специалистов, смущать покупателей, пострадавших от низкого качества товаров и услуг. И совсем другое дело, если человек сам привел покупку в негодность, чтобы потребовать за это деньги с продавца, - тогда речь идет о мошенничестве, которое в России считается уголовным преступлением.