Чеченский спецназ примет первый удар

Читать в полной версии →
Эксклюзивное интервью с заместителем военного комиссара Чечни по военно-патриотическому воспитанию молодежи, Героем России Саид-Магомедом Какиевым




Интервью с заместителем военного комиссара Чечни по военно-патриотическому воспитанию молодежи, Героем России Саид-Магомедом Какиевым.

"Y": В конце минувшей недели в Грозном в результате спецоперации была ликвидирована группа боевиков. Экстремисты по-прежнему вербуют молодежь в банды?

С-М.К.: Отток молодежи в банды не такой большой, как раньше. И уходят они не в наши горы – их переправляют в соседние регионы. Возможно, главарям поставлена задача взорвать там ситуацию. В последнее время идут разговоры, что в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи правоохранительные структуры ужесточат свои действия на Северном Кавказе. Видно, готовится к этому и бандподполье.

Уход в банды связан с высокой безработицей в республике. Особенно активно работа ведется среди тех, у кого в ходе боевых действий погибли родственники, а таких очень много. Играет роль и то, что чеченская молодежь фактически исключена из призыва в Вооруженные силы РФ. Призыв в Чечне мизерный: всего 51 человек в батальон "Запад" и 80 человек в батальон "Восток". Батальоны внутренних войск "Север" и "Юг" укомплектованы и отказались от призывников.

"Y": Чеченский спецназ переброшен в Южную Осетию и Абхазию. Как действует батальон Запад" в зоне грузино-абхазского конфликта?

С-М.К.: Спецназ находится в режиме ожидания провокаций. Вы наверняка видели один из недавних инцидентов, когда грузинский полицейский спецназ отнял БТР у российских солдат-срочников из миротворческого контингента. Но провокаторам не повезло: наши (миротворцы из батальона "Запад") проводили в том месте патрулирование. И грузинский спецназ, и всех тех, кто пришел к нему на подмогу, они "оторвали". Тут же на месте инцидента оказался Саакашвили в окружении журналистов, спросил у нашего офицера по-чеченски: "Ты чеченец?" и завел песню: "Мы же братья, кавказцы. Это русские хотят нас стравить". Но на солдат и офицеров "Запада" это не произвело впечатления. Потому что костяк батальона составляют те, кто еще с 1994 г. боролся с врагами России с оружием в руках.

"Y": В Грузии не скрывают, что готовятся к войне. И батальон "Запад" находится на направлении главного удара...

С-М.К.: Мы выдержим. Чеченцы не боятся потерь и готовы умереть, но выполнить боевую задачу. Во время стычки в пограничной зоне, о которой мы уже упомянули, Грузия даже подтянула туда свои корабли. В готовности на границе с Гальским районом Абхазии находится около двух тысяч грузинских военнослужащих. Но и мы были готовы перекинуть дополнительные силы батальона из Чечни в Абхазию. Правда, командование успокоило, что пока такой необходимости нет. В любом случае, сборы и дорога займут несколько часов.

Скажу вот еще что: батальон "Запад" примет первый удар. И если нас в Абхазию официально не перебросят, знаю, что многие военнослужащие поедут туда самостоятельно.

"Y": По видеозаписи инцидента показалось, что президент Грузии боится чеченского спецназа.

С-М.К.: Не показалось. Более того, после инцидента грузинской стороной была предпринята попытка войти в контакт с командованием батальона. Но если это кому-то нужно, пусть встречаются и решают вопросы в Москве на политическом уровне.

"Y": В зоне грузино-абхазского конфликта батальону противостоят силы, подготовленные американцами. Предстоит выяснение, кто "круче"?

С-М.К.: Это наша специфика – мы ведь батальон "Запад"! (Смеется.) Грузинская сторона может хвалиться американской формой, какими-то иностранными образцами оружия. Но ведь самое главное в бою – боевой дух, а не форма одежды. Если его поддерживать специальными таблетками, как это предлагают делать грузинам американцы, то ничего хорошего у них не выйдет. Не случайно грузинские спецназовцы как-то подозрительно легко расстаются с оружием, когда дело пахнет жареным. Да, встречают по одежке, но провожают по конкретным делам. А что касается формы, то лучше и теплее российского зимнего бушлата ничего в мире нет.

Многие грузины не хотят войны. Разве желает этого, например, грузинская диаспора в Москве? В определенный момент деньги уже будут не главным на этой войне. Когда встанет выбор – или умереть, быть раненным, потерять ногу или не подчиняться бредовым приказам, много ли грузинских солдат согласится выполнять прихоти Саакашвили и под диктовку американцев идти на смерть? Мы служим не за зарплату. Военнослужащий чеченского батальона "Запад" думает так: "Если отойду, то как поеду домой?" В батальоне после этого он уже служить не будет, это факт. Жена от него уйдет, если он женат. А если молодой, то рискует до старости проходить в холостяках – в Чечне мало желающих выходить за труса.

"Y": С выполнением миссии в Абхазии задача борьбы с бандитизмом в Чечне не снимается с повестки дня?

С-М.К.: Ни в коем случае, но она чуть уменьшилась, что связано со стабилизацией в республике. Часть батальона находится в зоне грузино-абхазского конфликта, часть проходит подготовку к выполнению миротворческой миссии, часть занята на операциях в Чечне.

"Y": Командир батальона "Восток" Сулим Ямадаев считает, что боевики могут собрать человек 200 в одном месте. Они копят силы?

С-М.К.: Не буду утверждать, что у них совсем не осталось сил. На мелкие теракты и вылазки бандиты еще способны, как и на то, чтобы собрать, если что, какие-то силы. Двести человек – разве сила сейчас? Я один наберу в Чечне родственников и знакомых человек 800, а то и больше. Вопрос: кто и для чего будет собирать людей на Кавказе, каково качество этой силы. Здесь любые цифры условны. Но МВД, ФСБ и другие структуры усилили взаимодействие, и качество работы по противостоянию экстремистам улучшается.

У боевиков значительно сократилось пространство для маневра, а бегать по горам разрозненные группы еще могут. Как раз именно на нас лежит задача по организации взаимодействия между различными ведомствами. Нельзя допустить, чтобы они действовали вразнобой. Ведь иной раз дело доходит до стычек, и только потом, когда разбираются, что к чему, оказывается, что работали коллеги.

"Y": Спасибо за беседу.

Фото Сергея Узакова

Олег ПЕТРОВСКИЙ |
Выбор читателей