Россия даст "материальный ответ" на ПРО

Читать в полной версии →
Глава МИД РФ прокомментировал наиболее актуальные вопросы российской внешней политики – ситуацию вокруг Косова и перспективы размещения элементов американской ПРО в Европе


ФОТО: AP



Глава МИД РФ Сергей Лавров прокомментировал наиболее актуальные вопросы российской внешней политики – ситуацию вокруг Косова и перспективы размещения элементов американской ПРО в Европе. По словам министра, косовский вопрос остается одним из главных камней преткновения в отношениях между Россией и США. Предложение ЕС о введении в край полицейских сил и гражданской администрации представляется Лаврову "лукавством" и не может дать надежды на решение проблемы. "Ситуация усложняется: замысел заменить миссию ООН на миссию ЕС гораздо хитрее. Если бы речь шла о соответствующем предложении Совбезу, то развязка стала бы возможна. Проблема в том, что резолюцию 1244 пытаются толковать как дающую право генеральному секретарю ООН право по своему усмотрению менять состав гражданского и политического присутствия в Косове", – сказал Лавров в интервью радиостанции "Эхо Москвы". Он также напомнил, что предыдущий генсек ООН Кофи Аннан уже выполнил поручение по формированию миротворческих сил для ввода в Косово, так что теперь для внесения изменений в их состав требуется внести на рассмотрение Совета безопасности ООН новое предложение.

Перспектива провозглашения независимости Косова в одностороннем порядке не пугает российское внешнеполитическое ведомство в силу своей несостоятельности. "Если внимательно изучить резолюцию, то можно убедиться, что такой возможности не существует. Речь идет о создании необходимых условий для политического урегулирования с целью образования существенной автономии Косова в составе Сербии", – пояснил Лавров.

Несмотря на это, косовский вопрос продолжает оставаться одним из главных факторов, ухудшающих отношения между Россией и США. Москва и Вашингтон заняли "абсолютно диаметральные позиции", причем действия Белого дома вызывают у российского министра недоумение: соглашаясь продолжать переговоры по Косову, США последние два года постоянно заявляют о неизбежности признания независимости края. "Мы знаем, что по двусторонним каналам американцы постоянно сигналят Приштине – мол, не соглашайтесь ни на что, кроме независимости, и так же, по двусторонним каналам, посылают сигнал Белграду – смиритесь, расслабьтесь, другого не дано", – заявил глава МИД.

Обвинения в адрес России, которая пользуется своим правом вето для блокирования резолюции ООН по Косову, Лавров назвал безосновательными, а позицию РФ в данном случае охарактеризовал как противостоящую американской экспансии. "Мы ничего не блокируем, и речь здесь идет не о небольшой территории на Западных Балканах, речь о том, что США хотят под любыми предлогами установить принцип "что хочу, то и ворочу", – заявил министр. Он также напомнил, что право вето оговорено в уставе ООН и является частью общего международного права, предназначенного для блокирования дестабилизирующих решений. "Для нас это красная линия – проблемы международного права, территориальной целостности государств, которая незыблема, кроме как по обоюдному согласию заинтересованных сторон. И эти основополагающие принципы нарушаются линией США и ряда стран Европы, направленной на безальтернативное предоставление независимости Косова независимо от позиции Белграда", – подчеркнул глава российского МИД.

Кроме того, Сергей Лавров прокомментировал ситуацию вокруг ПРО, которую так и не смогли разрешить несколько раундов российско-американских переговоров и обмен предложениями по этому поводу. Приняв во внимание нежелание США идти на компромисс, министр иностранных дел РФ заявил, что за "любыми рисками, возникающими в результате создания Третьего позиционного района", последует "материальный ответ" Москвы.

"Мы также готовы к налаживанию транспарентности с обеих сторон, и если будут предложены какие-то меры доверия, мы от них не откажемся", – сказал Лавров, добавив, что такой вариант развития событий маловероятен, поскольку нежелание принять российские предложения свидетельствует о твердом намерении Белого дома все же разместить элементы ПРО в Польше и Чехии.

Ирина КАЛУГИНА |
Выбор читателей