|
Напомним, что в 1974 г. турецкие Вооруженные силы оккупировали северную часть острова Кипр, объявив эту территорию Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК). До сих пор это образование признано только Турцией.
В последнее время Анкара и север Никосии особенно активно ищут пути выхода турецкой части Кипра из политической изоляции. Вероятно, это в первую очередь связано с ситуацией, складывающейся вокруг края Косово. Турки надеются, что признание независимости албанцев, проживающих на юге Сербии, подтолкнет международное сообщество к началу диалога с северными киприотами.
Известно, что совсем недавно руководство Турции обращалось к своему близкому союзнику, Тель-Авиву, с просьбой открыть представительство Израиля в северной части Никосии, переименованной турками в Лефкошу, и позволить открыть аналогичный офис в Иерусалиме. Однако президент Израиля Шимон Перес отклонил эту просьбу. На сегодняшний день наиболее тесные политические контакты турки-киприоты, помимо Анкары, поддерживают с тюркоязычными государствами СНГ. Но, несмотря на то что представители Севера принимают участие в саммитах тюркских государств в качестве самостоятельной делегации, речь о признании ТРСК бывшими республиками СССР сейчас не идет. Тем не менее турецкая Никосия рассчитывает на то, что Турция, Азербайджан и страны Центральной Азии смогут содействовать расширению международных контактов руководства ТРСК.
В сложившихся условиях для севера Никосии серьезный интерес представляло бы установление дипломатических отношений с любым государством. И начало диалога с Россией, как с одной из ведущих мировых держав, означало бы настоящий прорыв для турецкой дипломатии. Но Москва - явно не та столица, в которой идея поддержки существующего режима на севере острова может найти положительный отклик. Россию с греками традиционно связывают особые политические отношения, немалое значение имеют также контакты по линии православных церквей.
В свою очередь, на пути развития российско-турецких отношений существуют некоторые препятствия. Несмотря на уверенное расширение экономических связей, Москва и Анкара остаются соперниками в борьбе за влияние на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Кроме того, невзирая на существующие противоречия, Турция по многим важным международным вопросам ориентируется на США, что в контексте современной мировой политики не всегда способствует развитию диалога с Россией.
Реальность такова, что сегодня в мире просто нет стран, готовых поддержать в этом вопросе Анкару, пожертвовав отношениями с Афинами. Греция выступает в качестве старшего партнера, политического патрона Южного Кипра, и, если предположить, что какая-то страна все же откликнется на призывы Турции, грандиозный дипломатический скандал с двумя греческими государствами будет неминуем.
Как показывает опыт Косова, возникновение новых государств в подобных условиях происходит очень сложно и приводит к серьезным международным осложнениям. Кроме того, активизация усилий на кипрском направлении может добавить туркам проблем в отношениях с курдами. Уязвимость позиций Анкары заключается в том, что Турция пытается усидеть на двух стульях: в первом случае она поддерживает сепаратизм, а во втором его подавляет. Такое положение вещей заметно снижает эффективность усилий турецких дипломатов и позволяет с очень высокой долей вероятности говорить о том, что в обозримом будущем Анкара останется одинокой в своих попытках добиться международного признания северо-кипрского режима.