Беспроигрышный ход Саакашвили

Читать в полной версии →
В массе своей население Грузии привычно определяет себя исключительно по отношению к Михаилу Саакашвили. Те, кто "за", составляют его группу поддержки. Те, кто "против", разбредутся по шести оппозиционным кандидатам


ФОТО: AP



До выборов президента Грузии остается полмесяца, и сегодня уже очевидно, что единственным кандидатом, который всерьез настроен на победу, является Михаил Саакашвили. Все прочие в лучшем случае получат возможность торговаться с властью, а в худшем – снова попытаются вывести на улицы своих сторонников. Единственный шанс сломать этот сценарий, выставив против Саакашвили одного кандидата от объединенной оппозиции, практически упущен.

На прошлой неделе ЦИК Грузии обнародовал список кандидатов на пост президента страны, прошедших регистрацию и допущенных к ведению предвыборной агитации. Из 22 человек, заявлявших о намерении принять участие в выборах, осталось семеро. Судя по публикациям в СМИ, основным соперником Саакашвили считается Бадри Патаркацишвили, богатство которого является его главным, если не единственным ресурсом.

У всех остальных – от кандидата объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе до лидера партии "Надежда" Ирины Саришвили-Чантурия – таких финансовых возможностей нет, зато есть некоторые организационные структуры, частично отмобилизованные в период ноябрьского противостояния в Тбилиси. Но их, этих кандидатов, слишком много. Помимо уже перечисленных политиков, в президентской гонке участвуют председатель Лейбористской партии Шалва Нателашвили, лидер "Новых правых" Давид Гамкрелидзе и руководитель "Партии будущего" Георгий Маисашвили.

В активе Саакашвили – административный ресурс и известность. Его сторонниками являются политики, находящиеся в центрах принятия решений, и он постоянно остается в центре внимания СМИ. По итогам мониторинга ведущих ТВ-каналов, проведенного аналитической консалтинговой группой PRIMETIME с 10 по 15 декабря, экс-президент устойчиво доминирует в информационном поле. Его имя встречается в нейтральном контексте в среднем в два раза чаще, чем имена других кандидатов. Позитивно Саакашвили оценивался в 16 раз чаще, чем его соперники, а негативно – в 19 раз чаще, чем другие участники выборов. И в данном случае, негативный пиар – это все равно пиар.

Саакашвили постоянно присутствует в информационном поле, а его соперников как бы вообще нет. Они, разумеется, существуют, их имена известны, и у них даже есть какие-то предвыборные программы – но все это мало кому известно. И более того, мало кого интересует. В массе своей население Грузии привычно определяет себя исключительно по отношению к Михаилу Саакашвили. Те, кто "за", составляют его группу поддержки. Те, кто "против", разбредутся по шести оппозиционным кандидатам.

Аналогичная картина получится, если взглянуть на электоральный расклад с точки зрения основных предвыборных трендов. Абсолютное большинство граждан Грузии выступает "за демократию", за восстановление территориальной целостности, развитие экономики, лучшую жизнь и против бедности. То есть почвы для настоящего идеологического противостояния между кандидатами нет. Конфликт снова сосредоточен на фигуре бывшего президента.

Главный вопрос повестки дня - "Можно ли считать Саакашвили демократом после жесткого разгона ноябрьского митинга?". Кто-то считает эти меры оправданными. А тем, кто сомневается, можно предъявить доказательства демократичности экс-президента. Ведь он согласился на проведение досрочных президентских выборов и референдума о сроках парламентской кампании, ушел досрочно в отставку, а телекомпания "Имеди", как было обещано, вернулась в эфир. Получается, что Саакашвили вполне демократ. А голоса тех, кого не удастся убедить в том, что "Саакашвили хороший", поделят между собой остальные кандидаты.

Другие болезненные вопросы касаются экономики и социальных проблем. И Саакашвили отвечает на эти вызовы не только предвыборным лозунгом "Грузия – без бедности", но и откровенным "популизмом в действии" вроде раздачи ваучеров по трудоустройству безработных. Представители оппозиции считают, что эти ваучеры используются для подкупа избирателей и выдаются только сторонникам Саакашвили, сотрудникам и активистам его предвыборного штаба, и что это является прямой дискриминацией граждан. В то же время налицо использование средства государственного бюджета в интересах одного из кандидатов, что очевидным образом нарушает избирательное законодательство. Однако оппозиции, не имеющей возможности противопоставить этому никакие реальные действия, остается только разоблачать злоупотребления.

Единственным кандидатом, попытавшимся ответить на популизм власти, стал Бадри Патаркацишвили, пообещавший решить, в случае его избрания президентом, многие актуальные проблемы. В частности, упорядочить цены на услуги ЖКХ, а до этого времени "из собственных средств ежемесячно покрывать стоимость 100 кВт электроэнергии каждой семье", частично оплачивать расходы на газ и полностью – на водоснабжение. В ответ на обещание Саакашвили помочь труженикам села Патаркацишвили взялся навести порядок в сельскохозяйственной сфере и первое время решать проблему сбыта урожая винограда и цитрусов за свой счет.

Кроме того, кандидат-бизнесмен заявил, что будет из собственных средств выплачивать по 600 лари в год каждому безработному и выделять по 3 тыс. лари на каждого первого ребенка в семье, по 4 тыс. – на каждого второго, и на каждого последующего ребенка – по 5 тыс. лари единовременной помощи. Всего же, судя по обмолвкам представителей его штаба, Патаркацишвили, став президентом, намерен потратить $1 млрд из собственных средств для финансирования социальных проектов.

В ответ на этот беспрецедентный популизм власти открыли огонь из всех орудий. Во-первых, обещания олигарха были квалифицированы как "подкуп избирателей", что может повлечь за собой снятие с выборов. Во-вторых, уже на следующий день правительство Грузии сочло возможным обнародовать планы создания "Фонда будущего", накопления которого будут направляться на поддержку экономического роста и обеспечения достойного будущего граждан. Но самым неприятным для Патаркацишвили стал скандал, возникший в связи с тем, что его попытка собрать активных, готовых работать в его избирательной кампании сторонников была понята частью граждан как обещание немедленно начать раздачу денег.

В результате в минувший вторник у штаба Патаркацишвили собрались несколько тысяч человек, каждый из которых рассчитывал на получение $300. Вместо регистрации сторонников перед зданием возник стихийный митинг, спровоцированный, как утверждают члены штаба, спецслужбами, которые якобы и распустили слух, что Патаркацишвили готов начать раздачу денег немедленно. Кто на самом деле виноват в этом недоразумении – спецслужбы или сами граждане, – не понятно. Тем не менее в Тбилиси уже говорят, что "богачи умеют только обещать, и надеяться на их помощь не стоит".

И так во всем. В начале недели стало известно, что МВД Грузии возбудило несколько уголовных дел по фактам физической расправы со сторонниками оппозиции. И тут же выяснилось, что в некоторых случаях речь могла идти об уголовных разборках, поскольку среди сотрудников оппозиционных штабов были замечены лица, только что вышедшие из мест заключения. В такой обстановке тотального давления оппозиции только и остается, что напоминать о ноябрьских событиях в Тбилиси, искать прорехи в списках избирателей и ходить по судам, подавая иски, касающиеся отдельных нарушений.

Но даже если вся Грузия будет знать о том, что Саакашвили продолжает летать на президентском самолете, что люди, занимающие руководящие должности, принимают участие в его кампании, а ЦИК преднамеренно искажает данные об избирателях, это вряд ли скажется на итогах голосования. При нынешнем раскладе оппозиция обречена на поражение просто потому, что "нельзя переиграть казино".

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей