|
Да и откуда взяться цивилизованности, если даже законы, по мнению участников опроса, не на их стороне. Уровень защищенности частной собственности законом они оценили в среднем в 2,94 балла. При этом 65% респондентов поставили по данному показателю отрицательные оценки, 16% – средние, и только 11% – положительные. Как показало исследование, чувство безопасности зависит от размера бизнеса – чем он меньше, тем меньше уверенность его владельца или руководителя в том, что право собственности находится под надежной защитой закона. Однако более эффективных путей защиты, чем обращение в суд, предприниматели не видят: 78% респондентов выбрали именно этот способ в качестве меры по защите своих прав. Небольшая часть, 35%, уповают на заступничество местных, региональных органов исполнительной власти, 18% – федеральных. Одинаковое количество (21%) участников исследования верят в силу "четвертой власти", то есть СМИ, и собственные силы. Есть те, кто попытается искать помощи у других предпринимателей, общественных организаций, криминальных структур и представителей зарубежной общественности. А 4% опрошенных уверены, что эффективных способов защиты конкурентных прав для их предприятий в России сегодня не существует в принципе.
Стоит также отметить, что привлекательность судебного разбирательства резко снижается, когда речь заходит о тяжбе с органами власти. Только 54% респондентов рискнут судиться с ними, в то время как отстаивать свои права в борьбе с другими предпринимателями или физическими лицами готовы 86%. При этом 59% респондентов считают, что у компании, подобной их, шансы выиграть судебную тяжбу с органами власти невелики или отсутствуют вовсе, и только 31% полагают, что вероятность успеха все-таки есть. Куда более оптимистично оценивают бизнесмены возможность выиграть суд у коллег по цеху: на успех рассчитывают 82%.
Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с недобросовестной конкуренцией со стороны других предпринимателей – за последние два года на собственной шкуре ее испытали 60% респондентов. На втором и третьем местах – нарушения прав предпринимателей со стороны власти: косвенные, путем создания преференций отдельным фирмам (39%), и прямые (28%). За два года со случаями рейдерства сталкивались 17% предпринимателей, а объектами насилия и угроз со стороны криминальных группировок стало каждое десятое российское предприятие, причем 2% опрошенных признались, что подвергались им многократно.
Участники опроса достаточно лояльно относятся к требованиям пересмотреть итоги приватизации. Правда, большая часть (58%) считают, что пересмотреть следует только сделки, совершенные с нарушением закона. Категорически не согласны ворошить прошлое 17% респондентов. Как не трудно догадаться, в первую очередь такой точки зрения придерживаются владельцы и руководители крупных и средних компаний (19 - 20%, при 12% в секторе малого бизнеса). Понятно, что именно их интересы могут быть затронуты в случае пересмотров итогов приватизации. А вот представители малого бизнеса (18% против 14% в секторе средних и крупных компаний) в больше степени готовы даже к тотальному переделу собственности: всего это позицию разделили 15% предпринимателей.
Впрочем, прочие россияне вряд ли разделят горести бизнесменов: у них своих забот хватает. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), 22,3 миллиона граждан (15,8% от общей численности) по итогам I полугодия 2007 г. имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. При этом почти половина (48%) малоимущего населения – работающие люди. Вторую часть составляют дети в возрасте до 15 лет (19%) и экономически неактивное население: учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и другие группы (31,6%).