|
В интервью "Новым известиям" эксперт отметил такую характерную черту российских выборов, как давление на избирателей, формирующее у них представление об отсутствии альтернативы. Убежденность в том, что конкретный голос не способен повлиять на результаты, заставляет людей "присоединиться к предполагаемому победителю, не связывая с этим каких-то своих надежд и интересов".
Ситуацию, сложившуюся на парламентских выборах в некоторых регионах, руководитель "Левада-центра" назвал "ненормальной", объяснив ее возникновение "воздействием каких-то исключительных факторов консолидации - войны или этнических конфликтов. Или диктатуры". Поскольку объективно ни одно из перечисленных условий в России не действует, причины поведения избирателей следует искать в другой плоскости. По мнению Гудкова, это укорененность отечественной политики в советской номенклатуре.
"Наши политические партии - продолжение фракций советской номенклатуры. Этим они отличаются от западных партий, которые возникли для выражения массовых групповых интересов - слоевых, региональных. Поэтому наши партии никак не связаны с политическими движениями, борьбой идей. У нас партийная конкуренция на выборах не имеет отношения к столкновениям мнений, политических или социальных целей", - пояснил эксперт, предложив разграничить демократическую форму проведения выборов в стране и их реальное содержание.
Президентские выборы, по мнению Льва Гудкова, повторят думские: "Люди надеются на доброго царя, и готовность продемонстрировать символическую поддержку первому лицу, царю выше, чем любой партии... Вероятность второго тура невелика. Сегодня Медведева готовы поддержать 36% от числа имеющих право голоса. А если брать тех, кто придет на выборы, это половина или даже чуть больше".