Грузия переоценивает отношения с США

Читать в полной версии →
Жесткая риторика оппозиции в адрес Саакашвили ни в самой Грузии, ни за ее пределами никого не удивляет. Однако не меньшее возмущение оппонентов грузинского лидера вызывает сегодня позиция Госдепартамента США




В Тбилиси открылся "Грузино-американский музей лжи им. Мэтью Брайзы", названный так по имени помощника госсекретаря США по Кавказу и Южной Европе. Как пояснили устроители (разумеется, из числа представителей оппозиции), идея появилась у них после обнаружения на одной из мусорных свалок на окраине города "странной находки" – большого количества фальсифицированных избирательных протоколов и бюллетеней. Кроме того, утверждают оппозиционеры, среди этих бумаг было несколько запечатанных пакетов с символикой ЦИК Грузии, которые вообще никто не вскрывал. Именно эти документы и стали экспонатами открывшегося музея. А имя Брайзы было присвоено открывшемуся заведению потому, что вскоре после голосования американский дипломат заявил о соответствии грузинских выборов международным демократическим стандартам.

Более чем жесткая риторика оппозиции в адрес Михаила Саакашвили ни в самой Грузии, ни за ее пределами никого не удивляет. Однако не меньшее возмущение политических оппонентов грузинского лидера вызывает сегодня позиция Госдепартамента США. Прежде оппоненты действующей власти воздерживались от критики Вашингтона, поскольку видели в американской администрации главного союзника Грузии в международных делах. Однако заявление Брайзы стало поводом для перемены настроений в стане оппозиции. Сначала на митингах все чаще стали встречаться лозунги "США поддерживают диктатуру!" и "Америка, открой глаза!". А затем высокопоставленный представитель Госдепа таким вот необычным манером был обвинен в нечестности. И этот резкий выпад, полагают многие наблюдатели, - свидетельство нарастания антиамериканских настроений в местных политических элитах, да и в обществе в целом.

То, что внешнеполитический курс Саакашвили - сближение с США любой ценой и ставка на конфронтацию с Россией - не принес Грузии ожидаемых результатов, не отрицает и сам грузинский лидер. На днях президент назвал своим главным упущением на посту главы государства охлаждение отношений с Москвой и заявил о необходимости "оттепели". Ключевые обещания, данные Саакашвили во время его первой избирательной кампании, остались невыполненными. Никаких подвижек в решении абхазской и южноосетинской проблем нет, в стране сохраняется сложная экономическая ситуация. Надежды грузинского общества, связанные с политической и экономической поддержкой США, не оправдались. А разлад с Россией уже доставил Тбилиси немало проблем – от высоких цен на импортируемый газ до закрытия в российских городах игорных заведений, основная часть которых контролировалась выходцами из этой закавказской республики.

Вашингтон по-прежнему заинтересован в Грузии. Однако это не означает, что Белый дом готов установить с Тбилиси полноценные и равноправные союзнические отношения. Территория республики привлекает Вашингтон, главным образом, как потенциальный плацдарм для оказания давления на Россию, особенно учитывая ее близость с неспокойными северокавказскими республиками. Кстати, Мэтью Брайза и не пытается это скрывать. При этом нерешенность наиболее острых для Грузии проблем - абхазской и югоосетинской - для США лишь досадный балласт, не позволяющий в полной мере реализовывать свои интересы в регионе.

Очевидно, что Вашингтон не настроен на серьезное содействие Тбилиси в этих вопросах. Кое-какая помощь, конечно, поступает - как финансовая, так и по линии военных. Но - строго дозированная. Иногда создается впечатление, что упорство, с которым грузинское руководство настаивает на необходимости восстановления контроля над Цхинвалом и Сухуми, попросту раздражает США. К тому же реалии таковы, что интересы государств Южного Кавказа диктуют необходимость поддержания партнерских отношений как с Вашингтоном, так и с Москвой. Это урок уже твердо усвоили соседи Грузии - Армения и Азербайджан. Возможно, к аналогичному выводу после стольких лет политической нестабильности разными путями подбираются грузинская власть и оппозиция.

Михаил Саакашвили и рад бы отыграть назад, начать диалог с Россией заново. Но он в свое время слишком далеко зашел в своих поступках и риторике, чтобы сегодня Кремль был готов прислушаться к его новым интонациям.

Павел САРКИСЬЯН |
Выбор читателей