|
Памятуя о том, что во время парламентской гонки их запросы в Центризбирком нередко рассматривать отказывались, коммунисты предприняли "обходной маневр" и направили в ЦИК депутатский запрос за подписями нескольких парламентариев. Согласно российскому законодательству, члены ЦИК обязаны были ответить на поступившее обращение депутатов Госдумы в течение двух недель.
Рабочая группа Центризбиркома рекомендовала своим коллегам отклонить претензии коммунистов, не обнаружив фактов замалчивания телеканалами съезда КПРФ. Развернувшиеся на заседании ЦИК дебаты были прекращены голосованием по предложению Владимира Чурова.
Коммунисты с таким подходом не согласились и теперь готовятся направить заявление в Генпрокуратуру России с требованием возбудить уголовное дело по ст. 141 по факту воспрепятствования деятельности членов избирательной комиссии. В случае необходимости, Компартия готова подать иск в районный суд. Кроме того, грубое нарушение избирательного законодательства, по мнению коммунистов, является основанием для вынесения на ближайшее заседание ЦИК вопроса о переизбрании председателя Комиссии.
Центризбирком уже неоднократно обращал внимание коммунистов на тот факт, что многие недоразумения связаны с тем, что в реальности трудно провести четкую грань между появлением на телеэкране Дмитрия Медведева в качестве первого вице-премьера или в качестве кандидата в президенты России. Тем более что как кандидат он еще не был зарегистрирован в тот период, в течение которого КПРФ проводила мониторинг телеэфира. Российское избирательное законодательство не обязывает члена правительства уходить в отпуск на время участия в избирательной кампании, равно как и действующий президент России волен в открытой агитации за любого из кандидатов.
У Геннадия Зюганова есть возможность для, так сказать, симметричного ответа: активная депутатская деятельность, в изобилии предоставляющая информационные поводы журналистам, может сделать и его частым гостем голубых экранов. Но, видимо, это требует больших усилий, чем подача иска в суд на соперников.
Стоит напомнить, что в недавней парламентской кампании тактика судебных разбирательств и громкой ругани с властью не способствовала увеличению рейтинга Союза правых сил, а препирательства членов КПРФ с ЦИК и вовсе были почти незаметны.
Мелкие придирки по каждой букве закона вполне в духе коммунистов, у них достаточно сильная юридическая служба. Но и без специальных знаний легко заметить, что "Единая Россия" и провластный кандидат доминируют на информационном поле. Возможностей для реализации своих идей у них куда больше, чем у оппозиционных организаций. К тому же среди "медведей" очень много известных лиц, занимающих ответственные посты и наделенных особыми полномочиями. Их статус предполагает частое упоминание в СМИ, что, в свою очередь, не может не раздражать оппозицию.
В новейшей российской истории нет прецедентов, когда Центральная избирательная комиссия признала бы факты неравномерного освещения избирательных кампаний "партий власти", действующего президента или его преемника. Их нет по одной из двух причин: либо не было самих фактов или доказательства их были неубедительны, либо Центризбирком не способен признавать очевидное. Впрочем, в специфических российских реалиях вполне уместно допустить третий вариант, при котором роль каждого персонажа в спектакле выборов строго прописана и экспромты недопустимы.
Трудно также припомнить случай смены главы ЦИК по настоянию оппозиционной партии. Пожалуй, даже в мировой истории демократии такие примеры будет сложно найти.
Поэтому можно смело предположить, что угрозам коммунистов о переизбрании Владимира Чурова сбыться не суждено, а результаты расследования по уголовному делу по иску депутата-коммуниста, даже если оно будет возбуждено, не окажут влияния на ход президентской кампании. Коммунисты могут позволить себе быть более настойчивыми и изобретательными в выискивании поводов для предъявления правовых претензий. Ведь в многословной и однообразной критике действующих властей в избирательной гонке у них немало конкурентов.