|
"Возникает вопрос, не является ли весьма значительное финансовое оздоровление России стимулом для того, чтобы новое российское руководство вернулось к политике холодной войны, - сказал 81-летний Адамкус, в прошлом государственный служащий Соединенных Штатов. - Это большой вопрос. Не думаю, что в настоящее время кто-либо из нас, будь то большие или малые государства, Евросоюз, США или другие крупные державы, может дать на него определенный ответ. Но я считаю, что тот же серьезный вопрос мысленно задают себе все в западном мире".
Говоря о признаках "растущей напористости России во внешней политике", литовский президент отметил прежде всего решение закрыть региональные отделения Британского совета и культурной организации из Великобритании, а также "бряцание мечами" из-за поставок энергоносителей и факты неоднократного оказания политического и экономического давления на страны Балтии, пишет газета. По его словам, Литва всегда была открыта для завязывания конструктивных связей со своим большим соседом, но Москва так и не проявила особого желания сотрудничать.
"Эта проблема имеет глубокие корни в истории, - отметил Адамкус. - Никто не станет отрицать, что Россия - большая страна, которая хочет, чтобы ее голос слышали, хочет громко высказываться о мировой политике. Мы можем принять все эти желания России. Но есть один большой минус: Россия хочет господствовать и диктовать. Однако остальной мир в XXI в. рассчитывает на то, что Россия станет конструктивно поступающим, демократическим, активным участником строительства нового общества и повышения качества жизни для всех людей".
По словам литовского президента, Москва создает в Балтии "ненужное напряжение". Под этим он имеет в виду конфликты с Латвией, вслед за которыми в 2007 г. разгорелся спор с Эстонией из-за переноса памятника Воину-освободителю, воздвигнутого в советские времена, а также трения между Москвой и Вильнюсом.
Более того, Адамкус считает, что, после того как Вильнюс решил продать контрольный пакет своего Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода польской компании PKN Orlen, отвергнув заявки потенциальных российских покупателей, Кремль выбрал Литву в качестве мишени. В частности, Россия объявила, что ранее закрытый на ремонт нефтепровод, по которому в Мажейкяй поступала российская нефть, не будет введен в строй, что вынуждает НПЗ импортировать дорогую сырую нефть по морю. В связи с этим Адамкус заявил, что Литва должна уменьшить свою зависимость от российской энергии, осуществив диверсификацию, и в очередной раз отметил, что активно поддерживает идею строительства новой атомной электростанции.