|
Напомнив о принципиальной позиции Москвы ("Мы считаем, что каждая страна свободна самостоятельно выбирать пути обеспечения своей безопасности, в том числе через развитие более тесных связей с военно-политическими структурами", каковое право "никто не оспаривает"), в российском внешнеполитическом ведомстве при этом отметили: новое радикальное расширение НАТО может привести "к серьезному военно-политическому сдвигу, который неизбежно затронет интересы безопасности России". "Не может также не вызывать вопросы стремление форсировать вступление Украины в военно-политическую организацию, процесс трансформации которой под новые реалии, отличные от периода холодной войны, весьма далек от завершения", - говорится в комментарии российского МИД.
МИД РФ напомнил, что Россию с Украиной связывают двусторонние обязательства, зафиксированные в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997 года, в соответствии с которым стороны основывают свои отношения на принципах стратегического партнерства, обязуются воздерживаться от участия или поддержки каких бы то ни было действий, способных нанести ущерб безопасности другой стороны. В этом контексте возможная интеграция Украины в НАТО "серьезно осложнит многоплановые российско-украинские отношения". Пока же в Москве "складывается впечатление, что нынешнее украинское руководство рассматривает сближение с НАТО во многом как альтернативу добрососедским связям с Российской Федерацией". "В России выступают за укрепление доверия между странами, против создания новых линий напряженности в Европе. Природа современных рисков и угроз безопасности требует иных схем межгосударственного взаимодействия", - подчеркивается в документе.
Таким образом, Россия в достаточно деликатной манере попыталась избавить авторов скандального письма генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу (Ющенко, Тимошенко и Яценюка) от излишних иллюзий на тему "двух стульев". Позиция Москвы не нова: ранее о пересмотре всего комплекса взаимоотношений с Украиной в случае ее вступления в НАТО говорил и посол РФ в Украине Виктор Черномырдин. Он напомнил, что НАТО является военным блоком, имеющим ядерное оружие, и призвал определить, что стоит за подобными устремлениями дружественной России державы.
Однако в ответ на вчерашнее заявление Москвы официальный Киев разразился совершенно неадекватной истерикой в духе "не учи ученого". Руководитель Комитета Верховной рады по иностранным делам, бютовец Олег Билорус сообщил о том, что Украина, являясь суверенным государством, может вступать "в различные международные организации, такие как ВТО и НАТО", и призвал украинский МИД выступить с ответным заявлением. Санкции, которыми угрожает Россия, последователь Тимошенко назвал "двухсторонней штукой", а реакцию Москвы - "безответственной дикостью". "На такие вещи нужно реагировать также активно", - призвал парламентарий. Выяснилось также, что Россия сама де-факто является членом НАТО ("там такой масштаб и объем сотрудничества, что не все члены НАТО этим могут гордиться") и потому не имеет права препятствовать "свободной воле украинского народа". Который, напомним, в большинстве выступает против идеи вступления в Альянс, но своего мнения на референдуме до сих пор не высказал, поскольку президент Ющенко, дабы избежать констатации нелицеприятного для себя факта, тщательно его блокирует.
Кстати, сам Ющенко реагировал на заявление Москвы куда спокойнее своих союзников (если не брать в расчет терзающие президента страхи в целом). С одной стороны, подтвердил украинский президент агентству "УНИАН", альтернативы курсу на присоединение к самой крупной системе безопасности, которой является НАТО, Украина не видит. "Только политика коллективной безопасности дает гарантии безопасности", снова и снова твердил Ющенко: "Мы говорим не о вопросе: вступить или не вступить в НАТО, а какую модель политики мы должны выработать. И, дав ответ на это, мы очень легко перейдем к политике, как интегрироваться в коллективные структуры евроатлантические, которые обеспечат политику обороны и безопасности, с какой последовательностью идти и так далее".
В то же время, по словам президента, при вступлении Украины в те или иные международные союзы политика отношений с другими странами, в том числе с соседними, и в дальнейшем будет формироваться на принципах добрососедства. "Ни Украина, ни Россия, очевидно, не ставят целью формировать политику против кого-то. Мы формируем самодостаточную внутреннюю политику и внешнюю политику нации", отметил Ющенко и напомнил слова Путина в Болгарии, когда было подчеркнуто, что "российская сторона с пониманием относится к выбору болгарской власти и народа к членству в НАТО и ЕС, как к вещам, которые отвечают национальным интересам". Кроме того, глава Украины пообещал: "Безусловно, мы оставляем открытые двери для переговоров, в том числе и для России. По всем нюансам, которые она может воспринимать как угрозу для собственной политики безопасности. Я хочу сказать, что Украина с самой высокой серьезностью среагирует на поставленные вопросы, и мы их полностью учтем".
Реминисценции на тему "категорий государственной политики безопасности", "оборононадежности" и "государственных национальных интересов", которыми должны научиться руководствоваться украинские политики, "независимо от того, кто как думает об этой политике за рубежом", прозвучали еще несколько раз, вызывая ощущение тотальной мощной угрозы, нависшей над Украиной. Что именно напугало до полусмерти украинского президента, осталось при этом за кадром, но Черномырдину, пообещавшему ранее, что, "если Украине кто-то априори когда-то будет угрожать, первой рядом встанет Россия, и советоваться ни с кем не будет", Ющенко точно не поверил.
Сейчас "оранжевые" пытаются провести "письмо трех" к НАТО через Раду: проект соответствующего постановления депутатами правящей коалиции уже подготовлен. Тем самым, по расчету НУ - НС и БЮТ, будут сняты все противоречия, возникшие вследствие несогласованной с парламентом инициативы ее спикера. Парламентарии предлагают принять такое постановление, учитывая положение ст. 8 закона об основах национальной безопасности и постановление Рады, в соответствии с которыми одним из внешнеполитических приоритетов Украины является получение членства в НАТО.
Удастся ли оппозиции заблокировать этот демарш, пока не ясно (большинство, хоть и хлипкое, пока что у коалициантов). Однако Янукович не упустил вчера случая еще раз высказать свое отношение к этой проблеме, попутно намекнув, что все беды - от того, что его в свое время не пустили в коалицию. Обвинив власть в том, что она "продолжает разделять украинское общество, игнорируя отличия в ментальности жителей разных регионов, на "свидомых (сознательных) украинцев" и "хохлов", Янукович отметил, что именно политики "втягивают государство в НАТО, что отнюдь не содействует объединению двух частей Украины", а еще "не желают справедливо решить так называемую языковую проблему, игнорируя право жителей восточных и южных регионов пользоваться русским не только на бытовом уровне". В условиях политического противостояния, существующего в Верховной раде, о полноценном объединении нации говорить невозможно: "Несмотря на призывы Партии регионов создать широкую коалицию, которая сцементировала бы украинское общество, "помаранчевые" лидеры не прислушались к ним. Таким образом, мы получили парламентское большинство с минимальным преимуществом в голосах и гарантированное сохранение внутриполитической нестабильности со всеми вытекающими отсюда последствиями", - констатировал экс-премьер.
О том, что вопрос касательно НАТО "не проработан" и украинскую власть еще могут подстерегать на этом пути разные неприятные неожиданности, заявил вчера и экс-глава МИД Украины Константин Грищенко. По его словам, сегодня Украина имеет большие возможности для сотрудничества с НАТО даже без присоединения к ПДЧ, "поскольку Хартия особого партнерства нам дает все возможности, которые выходят даже за рамки ПДЧ". В этой связи "особого смысла обращаться с такой просьбой" у руководства Украины сейчас нет. Если же этот вопрос не был проработан украинским руководством со структурами НАТО на профессиональном уровне, то можно получить "ответ, который не будет однозначно положительным для тех, кто готовил это письмо, - это будет поражение как для них, так и для страны". "Не может страна, масштабная и значимая, как Украина, проситься и получать отпор - отрицательный ответ", тем более в условиях, когда "не больше трети украинцев поддерживают идею вступления Украины в НАТО", отметил экс-министр.