|
Кстати, при проверке подписных листов рабочая группа ЦИК не брала в расчет уголовные дела о подделке подписей, возбужденные ранее в ряде субъектов РФ (в частности, в республике Марий Эл и Ярославской области). "Мы проводили самостоятельную проверку и не учитывали эти данные", – пояснил Конкин. Там виновным грозит наказание в виде крупного штрафа и лишение свободы сроком до трех лет.
Несет ли сам Касьянов ответственность за фальсификации – вопрос, как говаривал в свое время один опытный следователь Генпрокуратуры по делу Березовского, тонкий и философский. Некоторые источники утверждают, что нет. Конкин, со своей стороны, говорит о том, что отвечать должны те конкретные лица, которые фальсифицировали подписи, – "если будет установлено, что кандидат Касьянов лично фальсифицировал, то он и будет отвечать".
С другой стороны, если все "предположительно виновные" укажут на первоисточник подобного инструктажа, ситуация может измениться. Например, рядовые сборщики подписей будут взахлеб рассказывать в прокуратуре о том, как их инструктировали на такой род деятельности специально обученные тетеньки. Те, в свою очередь, явно пеклись не о своем персональном благе, а исполняли еще чьи-то распоряжения. При заинтересованности со стороны правоохранительных органов эта цепочка рано или поздно может вывести следствие в "нужном" направлении. Вопросов отсюда возникает два: заинтересована ли власть в таком развитии сюжета, и как в ту же "группу риска" попал абсолютно надежный и лояльный Кремлю Богданов.
"Нет такого жесткого политического заказа, просто Генпрокуратура сама по себе должна реагировать на эти вещи, – заявил "Yтру" директор Института политических исследований Сергей Марков. – Ведь это политически очень важный момент и важный политический ресурс, который Генпрокуратуре и Следственному комитету в их противоборстве нужны. Но ведь есть еще и закон! Не очень понятно, какие структуры собирали подписи и для Касьянова, и для Богданова. Были какие-то политтехнологические группы, которые все это делали. В этих условиях, естественно, возникают вопросы, а не было ли подделок. Если начинается расследование против Касьянова, для формирования позитивного имиджа следствия достаточно логично начать расследование и против Богданова. Но возможно, все это происходит в силу каких-то несогласований".
В отношении Касьянова были разные мнения: одни считали его участие в выборах правильным, другие – нет, отметил Марков. "Правда, эти проблемы разрешил сам Михал Михалыч, сделав этот сбор подписей каким-то совсем уж вопиющим и фарсовым. Я говорю не только об известном ролике. Как он цинично вел себя! Но при этом в его действиях прослеживалась достаточно четкая логика. Он хотел завоевать политическое лидерство в этом сегменте, и ему важно было быть кандидатом в президенты. Если бы он пошел на выборы, по всей вероятности, получил бы ничтожные доли процента, ведь ни активисты "Яблока", ни сторонники СПС его бы не поддержали. А так получается очень красиво и хорошо: не дали, не пустили. Мне кажется, в план Касьянова все это изначально входило" , - добавил он.
Извлечь из этой истории политические дивиденды Касьянову, несмотря ни на что, удастся. "Без сомнений, теперь на всех западных форумах его будут представлять как оппозиционного кандидата в президенты, снятого Кремлем с предвыборной гонки. Никто там не будет разбираться, как это все произошло, каким бабушкам он заплатил за эти подписи левой рукой. В перспективе Касьянов сможет даже претендовать на лидирующую роль среди отечественных демократов: почему нет? Там все развалено, одни политические обломки, и вот на фоне этих обломков будет красоваться экс-премьер, импозантный, улыбающийся, спокойный. У него не самые хорошие, но и не самые плохие позиции". Что касается судебных перспектив экс-премьера, по мнению Маркова, они вовсе не так ужасны: "Посадить Касьянова вряд ли удастся, но следствие против такого оппозиционера-подстрекателя-провокатора, пусть даже не опасного для власти, вестись будет. Хотя вряд ли оно чем-то закончится".
Между тем сам Касьянов уже вживается в роль оппозиционного предводителя: вчера он призвал к бойкоту президентских выборов и даже не исключил, что сам отправится в Верховный суд оспаривать отказ Центризбиркома. Власть, по его словам, "растоптала последние надежды граждан" на честные выборы и на продвижение свободной Российской Федерации в Европу, но если бы выборы были "хоть сколько-нибудь похожи на честные", он набрал бы до 25% голосов и, "безусловно, прошел бы во второй тур, а затем, возможно, и одержал бы победу". Согласовать дальнейшие действия Михал Михалыч и прочие инициаторы предстоящего "Марша несогласных" намерены сегодня.