|
Вчера секретарь СНБО встретилась с главой МИД России Сергеем Лавровым и спикером Думы Борисом Грызловым, а также обсудила с и.о. секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым вопросы подготовки ко второму заседанию комиссии Путин – Ющенко. Предполагается, что 12 февраля комиссия подведет итоги своей работы за предыдущий период и утвердит план на текущий год. Богатырева не исключает, что на заседании будет затронута и тема газовых отношений между двумя странами – спектр вопросов и их перечень, по ее словам, "будет зависеть от воли президентов". Также Богатырева и Соболев коснулись вопроса приднестровского урегулирования и обсудили План действий Украина - Россия на 2008 - 2009 гг., в частности, подготовку Декларации о стратегическом партнерстве между Украиной и РФ.
По мнению наблюдателей, Ющенко не случайно прислал в Москву вместо Тимошенко, которую с нетерпением ждали в российской столице еще 23 января, Богатыреву. Двадцать первого января, после встречи украинского премьера с президентом, было объявлено о переносе визита Тимошенко в Москву на февраль. В этот период Юлия Владимировна то сказывалась больной, то неожиданно поправлялась и выходила на работу. А вчера Ющенко обновил состав украинско-российской межгосударственной комиссии – Тимошенко назначена заместителем главы украинской части комиссии и главой ее комитета по вопросам экономического сотрудничества. То есть в Москву она прилетит, но со своим шефом.
Мнения наблюдателей по этому поводу разделились. Одни утверждают, что Ющенко не доверяет соратнице и боится, как бы в преддверии украинских президентских выборов она не заручилась "в кулуарах" поддержкой Москвы. Эту фантастическую версию, в частности, разделяет украинский политолог Кость Бондаренко: "Это одна из основных причин, по которой Ющенко фактически запретил Тимошенко посетить российскую столицу до того, как он сам приедет туда для встречи с Владимиром Путиным". Получается, в отличие от старой подруги Тимошенко, соратница Януковича – куда более предсказуемая для Ющенко фигура. "Богатырева всего лишь клерк из числа лиц президентской ветви власти, ничего не решающий и не способный выражать интересы на государственном уровне", – уверен Бондаренко. Кстати, в Брюсселе Тимошенко пообещала поддержать на президентских выборах Ющенко, но при условии "демонстрации общего подхода к решению ключевых вопросов". Что может быть истолковано двояко: при необходимости любое единство может быть подвергнуто сомнению, а обещания – пересмотрены.
Еще существует версия, что Ющенко испугался возможного демарша Тимошенко в отношении "РосУкрЭнерго", что разрушило бы все существующие на данный момент газовые схемы. Но украинский премьер не сможет поднять вопрос о ликвидации и устранении посредника с энергетического рынка при всем желании: нет соответствующих полномочий.
Другие наблюдатели полагают, что Тимошенко и сама не очень хотела ехать в Москву "без прикрытия" и хорошо продуманного плана действий. Лишь когда она придумает, как "выкрутить руки" "Газпрому", этот визит будет целесообразен, считает Небоженко. "Украинского премьера нельзя не пустить в Россию. Тимошенко, если бы ей действительно надо было в Москву, пошла бы туда пешком! Или взяла бы частный самолет, или же поехала туда на "товарняке", который бы арендовала на киевском вокзале". Но у нее не было серьезных предложений, с которыми можно было бы адекватно говорить в российской столице: "Тимошенко не готова к серьезным переговорам в России, в первую очередь, в вопросах газа. Тем более, ей бы пришлось ответить, насколько она готова поддержать идею членства Украины в НАТО", пояснил политолог.
Времени на домашние заготовки остается совсем немного. Чего ожидать, тоже ясно. "Тимошенко очень хочет поднять цену на транзит, чтобы получить дополнительные средства в бюджет для реализации своих социальных обещаний. С другой стороны, это вызовет рост цены на сам газ. Но Тимошенко это не останавливает, ведь этим она задушит определенные финансовые группы, которые управляют металлургией и потребляют газ. Эти оппозиционные финансовые группы станут более податливыми", – считает эксперт.