Шальные деньги (Mad Money)
США, 2008
Режиссер: Кэлли Хури
В ролях: Дайан Китон, Куин Латифа, Кэйти Холмс
|
Режиссер "Шальных денег" – Кэлли Хури, некогда сценаристка и продюсер гимна феминисток "Тельма и Луиза". Там дамочки для самоутверждения убивали мужиков, а тут – воруют деньги у государства, чтобы купить кольцо за $60 тыс., – вот вам и весь феминизм.
Кэйперы, они же криминальные фильмы с аферой и/или кражей, – уважаемый жанр (из последних достойных представителей его – Оушен с дюжиной друзей). Там все – гипербола. Герои в затруднительной ситуации и отчаянно нуждаются в деньгах, где-то есть гигантская сумма денег, но она совершенно, совершенно недостижима. И – вуаля, в конце фильма герои (в зависимости от настроения режиссера) попивают тропические коктейли на пляже или подпирают тюремные стены. "Шальные деньги" построены на последовательном разрушении канона по всем статьям: здесь нет ни драмы, ни комедии, ни настоящей опасности, ни желанного приза. Героини не находятся на грани жизни и смерти, им даже не скучно – они просто могут позволить себе украсть и любят покупать красивые вещи. Добыть деньги проще простог: складывается ощущение, что Федеральный банк – амбар под висячим замком, его только нужно сломать, и на вас хлынут тонны никому не нужных, нигде не учтенных долларов, которые остается только запихать в лифчик (это, видимо, смешно и пикантно).
Из-за легкости, с которой героини идут на воровство и его осуществляют, создатели, видимо, сочли своим гражданским долгом дать всему происходящему комментарий и начать с конца, чтобы зрители не прониклись примером дамочек. Морализаторство начинается еще до того, как сама история, а герои то и дело прерывают действие чистосердечными признаниями – как они дошли до жизни такой. И, раз финал известен, на протяжении полутора часов остается только следить, как слишком жадные героини делают ошибки, а слуги закона их обнаруживают. Но "Шальные деньги" – не "Преступление и наказание". Ни у преступниц, ни у их преследователей нет сверхидеи – ничего, кроме общего интереса к деньгам. По крайней мере, в фильм про ограбление для домохозяек могли бы пригласить известную любительницу стащить с прилавка, что плохо лежит, Вайнону Райдер.
Дайан Китон, которая в этой истории за главную, просто не умеет играть комедии кроме тех, что ставил Вуди Аллен. У нее на лице написано: "Смотрите, я граблю банк! Ого, я вожу вас за нос. Да-да, смотрите, сейчас я буду грабить банк, а вы даже не догадаетесь". У Куин Латифы, в свою очередь, на лице скучающее выражение: "Я афроамериканская мать-одиночка и была ею в дюжине других фильмов. Не учите меня жить". На лице Кэйти Холмс читается: "Да, я вышла замуж за Тома Круза, а вы все – неудачники". Вместе они составляют прекрасный актерский ансамбль. Их героини – воплощенные стереотипы: отчаянная домохозяйка, мать-одиночка, не находящая себе место в жизни девица. Их мужья – утомительно глупы. Их диалоги – потуги на остроумие. "Шальные деньги" начинаются с того, что послушный муж героини Китон спускает бесконечные доллары в унитаз. Дальше можно не смотреть – эта метафора полностью описывает фильм.