Ошалевшие домохозяйки

Читать в полной версии →
"Шальные деньги" начинаются с того, что послушный муж одной из героинь спускает бесконечные доллары в унитаз. Дальше можно не смотреть – эта метафора полностью описывает фильм

Шальные деньги (Mad Money)
США, 2008
Режиссер: Кэлли Хури
В ролях: Дайан Китон, Куин Латифа, Кэйти Холмс





Фильм "Шальные деньги" начинается как социальная драма. Но гораздо легче ему притвориться комедией. Мужа богатой домохозяйки Бриджит (Дайан Китон) сокращают после тридцати лет безупречной службы, из-за чего супруги не могут больше позволить себе дом с бассейном. И тогда выпускница филфака, не проработавшая в жизни и дня, отправляется на поиски работы и находит единственную должность – уборщицы в банке. Здесь уже должно быть смешно. Глубоко под землей, в здании Федерального резервного банка, Нина (Куин Латифа) целыми днями только и делает, что уничтожает отслужившие банкноты. Скучающий сорванец Джеки (Кэйти Холмс) возит тележку с деньгами. И однажды три девицы - Китон, Куин Латифа и Холмс - решают забрать у государства ненужные деньги.

Режиссер "Шальных денег" – Кэлли Хури, некогда сценаристка и продюсер гимна феминисток "Тельма и Луиза". Там дамочки для самоутверждения убивали мужиков, а тут – воруют деньги у государства, чтобы купить кольцо за $60 тыс., – вот вам и весь феминизм.

Кэйперы, они же криминальные фильмы с аферой и/или кражей, – уважаемый жанр (из последних достойных представителей его – Оушен с дюжиной друзей). Там все – гипербола. Герои в затруднительной ситуации и отчаянно нуждаются в деньгах, где-то есть гигантская сумма денег, но она совершенно, совершенно недостижима. И – вуаля, в конце фильма герои (в зависимости от настроения режиссера) попивают тропические коктейли на пляже или подпирают тюремные стены. "Шальные деньги" построены на последовательном разрушении канона по всем статьям: здесь нет ни драмы, ни комедии, ни настоящей опасности, ни желанного приза. Героини не находятся на грани жизни и смерти, им даже не скучно – они просто могут позволить себе украсть и любят покупать красивые вещи. Добыть деньги проще простог: складывается ощущение, что Федеральный банк – амбар под висячим замком, его только нужно сломать, и на вас хлынут тонны никому не нужных, нигде не учтенных долларов, которые остается только запихать в лифчик (это, видимо, смешно и пикантно).

Из-за легкости, с которой героини идут на воровство и его осуществляют, создатели, видимо, сочли своим гражданским долгом дать всему происходящему комментарий и начать с конца, чтобы зрители не прониклись примером дамочек. Морализаторство начинается еще до того, как сама история, а герои то и дело прерывают действие чистосердечными признаниями – как они дошли до жизни такой. И, раз финал известен, на протяжении полутора часов остается только следить, как слишком жадные героини делают ошибки, а слуги закона их обнаруживают. Но "Шальные деньги" – не "Преступление и наказание". Ни у преступниц, ни у их преследователей нет сверхидеи – ничего, кроме общего интереса к деньгам. По крайней мере, в фильм про ограбление для домохозяек могли бы пригласить известную любительницу стащить с прилавка, что плохо лежит, Вайнону Райдер.

Дайан Китон, которая в этой истории за главную, просто не умеет играть комедии кроме тех, что ставил Вуди Аллен. У нее на лице написано: "Смотрите, я граблю банк! Ого, я вожу вас за нос. Да-да, смотрите, сейчас я буду грабить банк, а вы даже не догадаетесь". У Куин Латифы, в свою очередь, на лице скучающее выражение: "Я афроамериканская мать-одиночка и была ею в дюжине других фильмов. Не учите меня жить". На лице Кэйти Холмс читается: "Да, я вышла замуж за Тома Круза, а вы все – неудачники". Вместе они составляют прекрасный актерский ансамбль. Их героини – воплощенные стереотипы: отчаянная домохозяйка, мать-одиночка, не находящая себе место в жизни девица. Их мужья – утомительно глупы. Их диалоги – потуги на остроумие. "Шальные деньги" начинаются с того, что послушный муж героини Китон спускает бесконечные доллары в унитаз. Дальше можно не смотреть – эта метафора полностью описывает фильм.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей