|
О том, что Богданова СПС не поддержит, Никита Белых заявлял еще несколько недель назад. Оставался вариант с Касьяновым, но и того сняли. Соответственно, партия могла бы принять мужественное решение и, наступив на горло собственным амбициям, "смириться" с Медведевым (благо, половина политсовета так и хотела – хотя открыто "за" Медведева высказался только Борис Надеждин), однако это бы не увязывалось с имиджем "непримиримого оппозиционера" Белых. Который с самого начала предупреждал, что Медведева в "белом списке" СПС уж точно не окажется. "Вероятность того, что мы примем решение поддержать какого-либо кандидата в президенты, – крайне низкая. Остаются два варианта: бойкот выборов либо свободное волеизъявление, когда члены партии сами определяются, голосовать ли за какого-то кандидата или нет", – сказал Белых РИА "Новости".
В итоге решили, что СПС выборы бойкотирует – но своеобразно ("просто бойкот" якобы противоречит позиции партии, выступающей за активные действия). Резолюцию – из уважения к собственной непримиримости – по итогам заседания приняли довольно жесткую, призывая граждан к активному бойкоту по той причине, что "выборы президента Российской Федерации 2 марта 2008 г. превращены в фарс, унизительный для России, ее граждан и будущего президента".
Некоторые члены политсовета осторожно высказывались в том плане, что у общественности идеи активного бойкота (публичные акции "вроде пикетов", а также сбор подписей противников президентской кампании) понимания не встретят. Боевой задор отдельных камикадзе вроде Валерия Бакунина, призывавшего партию "показать зубы", остужали более рассудительные товарищи. Александр Башкин предложил сначала эти самые зубы "подремонтировать", а Соломон Гинсбург предположил: "Если мы покажем зубы, их никто просто не заметит".
Примечательно, что, несмотря на бойкот, Белых все же оставил членам партии право "решать за себя": пойти на выборы президента или нет. Сам Никита Юрьевич впервые с момента совершеннолетия и с места не тронется: "Не хочу участвовать в мероприятии, которое заведомо является неконституционным, лживым и действительно смешным". Немцов, в свою очередь, идею свободного волеизъявления и вовсе раскритиковал: "Я против того, чтобы партия занимала двусмысленную страусиную позицию". А вот "благодаря четкой позиции" СПС приобретет больше сторонников и единомышленников, уверен несостоявшийся кандидат в президенты.
Позиция у СПС – как и в большинстве случаев – четче не бывает. Надеждин – за Медведева, Белых с Немцовым – против (подобные "несущественные разногласия" правые обычно объясняют своим исключительным либерализмом). Но если восемь лет назад такая же "четкость" довела политсовет СПС до самороспуска (тогда тоже не знали, кого поддержать на выборах), сегодня демократы, напротив, намерены предпринять последнюю попытку сплотить ряды. Как и было обещано некоторое время назад, идея с неким межпартийным объединением набирает обороты: 22 марта в Санкт-Петербурге состоится "большое совещание демократических сил России", причем о создании новой партии или движения речь не идет, и объединение демократов во главе угла стоять не будет, упреждает скептиков Белых.
Правда, озвученный им ключевой вопрос, который предстоит обсудить на совещании – "Есть ли у демократов программа, которую они готовы предложить обществу?" – звучит несколько неожиданно для партии, еще недавно претендовавшей на Госдуму. Судя по всему, в данный момент ничего подобного в запасе не имеется, но непременно появится. Ведь решать вопросы съедутся очень близкие по духу и взглядам люди – в частности, "Яблоко" (устами своего зампреда Митрохина предлагающее "похоронить Немцова с Чубайсом"), "республиканцы" Владимира Рыжкова (в 2003-м злорадствовавшего, что товарищи пошли на три буквы, а он "один остался"), ОГФ Гарри Каспарова (с которым правые пару лет назад клялись на одном поле не садиться) и так далее. "Приглашения будут разосланы, в том числе, Михаилу Касьянову", – торжественно анонсировал Белых. Найдется ли у Михаила Михайловича, что предложить обществу, – большой вопрос (пока на это ничто не указывает), но надежда умирает последней. Тем паче что помимо поисков смысла жизни под водку и закуску демократам в обозримом будущем все равно нечем будет больше заняться.