Гении и злодейство

Читать в полной версии →
Древин и Удальцова – два самобытных гения, сумевших не только не растратить свой творческий пыл на требования конъюнктуры, но и не "задавить" друг друга. Это был идеальный творческий союз


ФОТО: domnaschokina.ru



В галерее "Дом Нащокина" открылась выставка, посвященная одной из самых известных пар художественного мира прошлого столетия – Александру Древину и Надежде Удальцовой. Трагические события, разрушившие их союз и прервавшие творческую судьбу двух талантливых людей, повлекли за собой десятилетия полного забвения.

Древин и Удальцова – два самобытных гения, сумевших не только не растратить свой творческий пыл на требования конъюнктуры, но и не "задавить" друг друга. Это был идеальный творческий союз, в котором силы участников были абсолютно равны.

Творческий путь Надежды Удальцовой начался накануне Октябрьской революции, когда в мучительном переживании кризиса старого мироощущения рождалось новое искусство XX столетия. Художница происходила из старинного дворянского рода, ее детство и юность прошли среди семейных портретов, альбомов уездной барышни и прочих атрибутов приличного домашнего воспитания. Но уже в этот период, по воспоминаниям самой художницы, "рисование было нашей второй жизнью. Мы выдумывали людей, детей, изображали их жизнь. Детство было замкнуто, что приводило к внутренней углубленности... Внешний суетный мир пришел вместе с гимназией. Подруги отрывали от искусства".

Потом последовала школа живописи и рисования Константина Юона с ее "фирменным" рисованием черепов, причем мэтр неизменно требовал, "чтобы каждый череп был похож на себя, а не вообще на череп". Затем – знакомство с щукинской коллекцией французской живописи и годы творческих метаний в поисках своего места под солнцем. В принципе, по тем временам все шло путем: стажировка в Париже у Нуайе де Сегонзака, Анри Ле Фоконье и Жана Метценже, затем период кубизма и супрематизма под руководством Казимира Малевича, ВХУТЕМАС и ГИНХУК... И вдруг закореневшая абстракционистка начала писать сумеречные русские дали, необъезженных лошадей, пахарей и кузнецов.

Произошло это под влиянием соратника, а впоследствии и мужа художницы – Александра Древина. Изрядно устав от чистых форм, Древин и Удальцова в 1921 г. покинули Олимп Малевича, твердо убежденные в неисчерпаемых возможностях фигуративной живописи.

Пока Надежда Удальцова набиралась творческого опыта на примере французских мастеров, Александр Древин работал в составе художественного объединения "Бубновый валет". "Переболев" Малевичем, супруги вошли в состав группы "Тринадцать". В то время они много путешествовали, активно работая над пейзажами Урала, Алтая, Восточного Казахстана, Армении, которые были показаны в 1928 г. на выставке в Русском музее.

В январе 1938 г. рижанин Александр Древин был арестован в рамках сфабрикованного дела о заговоре латышских стрелков и после непродолжительного "расследования" расстрелян на печально известном Бутовском полигоне. При аресте жена спасла его картины от конфискации, выдав их за свои.

В экспозицию выставки "Вопреки эпохе" вошли произведения Древина и Удальцовой из коллекции Государственной Третьяковской галереи, а также мало известные публике работы из частных собраний.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей