|
Нововведения призваны значительно облегчить жизнь автомобилистам. Однако специалисты уверены, что они существенно ударят по карману водителей и пошатнут позиции некоторых страховщиков, пишет "Московский комсомолец".
Напомним, что 16 ноября 2007 г. Госдума приняла поправки к закону об ОСАГО, большинство которых вступают в силу с 1 марта 2008 года. Согласно новым правилам, будет повышен лимит выплат по возмещению вреда жизни и здоровью пострадавшим в дорожных авариях. Кроме этого, будет отменена необходимость страхования автоприцепов, а также отменены стикеры к страховому полису для наклейки на лобовое стекло.
Изменения коснутся и процедуры регулирования убытков. Не секрет, что при выборе страховой компании многие автовладельцы не задумывались о надежности компании. Ведь в случае ДТП, произошедшего по их вине, добиваться компенсации предстояло пострадавшему. Однако уже с 1 июля пострадавший водитель будет обращаться за выплатами в ту же страховую компанию, где он приобретал полис ОСАГО, а не в компанию, застраховавшую ответственность виновника дорожной аварии. Прямое регулирование убытков станет возможным при условии, что в результате ДТП вред причинен только имуществу, и авария произошла с участием лишь двух транспортных средств.
Что касается страховых компаний, для них в данном нововведении больше минусов, чем плюсов, связанных с переходом от уже отлаженного механизма работы к новому, а также с отсутствием единой базы данных по ОСАГО. Сроки процедуры регулирования убытков тоже подвергнутся изменениям: теперь на рассмотрение заявления потерпевшего о страховой выплате компаниям отводится 30 дней с момента получения всех необходимых документов вместо ранее установленных 15.
Дачников наверняка порадует снижение срока заключения договора ОСАГО до трех месяцев. Однако, по мнению экспертов, сумма страхового тарифа в данном случае не будет пропорциональной сроку страхования. Ведь чем реже водитель садится за руль, тем выше риск того, что, оказавшись на дороге, он станет виновником ДТП.
К числу новшеств, которые, скорее всего, не придутся по душе водителям, относится упразднение льготного периода. С момента вступления в силу поправок водитель будет лишен возможности на протяжении месяца после окончания срока действия полиса не заключать новый договор без риска подвергнуться штрафу со стороны инспектора ДПС.
Однако наибольшие разногласия вызывает предусмотренное с 1 декабря 2008 г. введение так называемого европейского протокола - возможности водителей, если их двое и обошлось без человеческих жертв, а сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб., обходиться при аварии без вызова сотрудников ГИБДД.
С одной стороны, повышенная аварийность на улицах крупных городов приводит к тому, что ожидание сотрудников ГИБДД чаще всего затягивается на несколько часов. Все это время водители попавших в аварию автомобилей не имеют права изменить их месторасположение и тем самым ощутимо препятствуют дорожному движению. Принятие же упрощенного порядка оформления могло бы снизить число заторов на дорогах.
С другой стороны, специалисты считают: чтобы положение работало, необходимо внести соответствующие поправки в ПДД и Административный кодекс, поскольку там есть параграфы, обязывающие вызывать представителей ГИБДД в обязательном порядке или как минимум сообщать им об аварии. Неисполнение этих параграфов влечет штраф, или лишение прав, или задержание на 15 суток.
"Введение европейского протокола и системы прямого урегулирования убытков без адекватного увеличения тарифов неминуемо приведет к тому, что в 2009 г. убыточность в ОСАГО в целом по рынку превысит 120%", - считает аналитик "Эксперт РА" Александр Малолетнев. По его словам, введение системы прямого урегулирования убытков будет также стимулировать страховщиков увеличивать выплаты своим клиентам.
"ОСАГО - своеобразный градусник, индикатор здоровья страхового рынка. Кризис данного сегмента может сильно затруднить дальнейшее развитие розницы, неосвоенных сегментов, таких как страхование имущества физлиц и личное страхование. Повышение тарифов неизбежно, и, если опоздать с их повышением, можно серьезно навредить не только страховым компаниям, но и всему российскому страховому рынку, а следовательно - качеству жизни россиян и экономическому росту", - заключил Александр Малолетнев.
По некоторым данным, в Минфине на закрытом совещании уже создали рабочую группу по корректировке тарифов. По словам источника в ведомстве, к лету министерство планирует выйти с соответствующей инициативой в правительство. Так что уже в июне станет понятно, насколько вырастут тарифы по ОСАГО.