ФОТО: AP |
Когда великий режиссер, такой как Мартин Скорсезе, скажем, годами не получает "Оскара", ему, наконец, дают заветную статуэтку, после слезных просьб всего мирового киносообщества, за далеко не лучший фильм - "Отступники", как это было в прошлом году. Это издержки. Или в позапрошлом - в обход явного фаворита и шедевра "Горбатой горы" Энга Ли, главный приз вручают малоизвестной невнятной картине, даже название которой - "Столкновение", зритель всегда будет путать со знаменитым фильмом Кроненберга от 1996 года. Это глупость.
В нынешнем, юбилейном для "Оскара" году, все встало более-менее на свои места. Несмотря на то, что многие и до сих пор уверены в преобладающей тупости тысяч американских киноакадемиков (да и всех американцев скопом), в их политкорректной зашоренности, любви к слащавым пошлым мелодрамам и т.д., - решение о победе фильма Коэнов отчасти перевернуло эти представления. Надеюсь, во всяком случае.
"Старикам тут не место" - один из самых жестких и кровавых проектов не только в перенасыщенной жестокостью кинобиографии братьев Коэнов, но и вполне может посоревноваться в этом качестве с самыми трэшевыми образцами жанра в мировом кино. Я не могу сказать, что это мой любимый фильм у прославленных кинематографистов, но по сранению с явным сниженим планки в последние годы – начиная с мутной и ангажированной "Невыносимой жестокости", - "Старики…" подтянулись к качеству "Фарго", хотя и недотягивают до вершин "Большого Лейбовского" или "Бартона Финка".
Отчасти, нынешняя победа, как и в случае с прошлогодним триумфом Скорсезе, выглядит наградой "по совокупности заслуг", но фильм-триумфатор все же заслуживет отдельного признания – он вряд ли станет культовым, как всем известные шедевры братьев, однако, как минимум, превратил знаменитого испанского актера Хавьера Бардема, с его дебютным "Оскаром" за роль второго плана, в голливудскую суперзвезду, и сделал это вполне заслуженно. Да и в целом, "Старикам здесь не место" на голову опрережал конкурентов этого года, хотя, каюсь, мне казалось, что мелодрама типа "Искупления" победит кровавый и бескомпромиссный коэновский "жесткач", и тем отраднее думать, что время от времени кинематографическая составляющая самого большого бизнеса в мире под названием Голливуд побеждает коммерческую. Впрочем, эти волны и флуктуации осмысленности за 80 лет "Оскара" накатывали неоднократно, и хорошие независимые фильмы, подобные нынешнему, не раз побеждали, так что интрига вручения была именно в том, что важнее – бескомпромиссное искусство или семейный отдых.
Теперь что касается русского присутствия в финале самого престижного киномарафона. Тут мои внутренние прогнозы полностью оправдались: по-моему, у нас не было никаких бонусов изначально. Правда, у мультфильма Александра Петрова "Моя любовь" были призрачные шансы покорить Америку во второй раз с точно таким же, может быть более технически продвинутым проектом с точки зрения качества картинки, как некогда это сделал "Старик и море", но тема на сей раз была выбрана не самая родная для Академии. Рассказ Ивана Шмелева и визуальный ряд этого мощного творения ярославского затворника, в отличие от хэмингуэевской повести, отсылал к русской живописи и литературе, причем того периода и направления, о котором за океаном, боюсь, не очень-то и слыхали. Победа Петрова во второй раз означала бы лишь признание его необыкновенного дара художника маслом по стеклу, но, к сожалению, у мультипликационных "Оскаров" отдельных номинаций нет. Кстати, в этих категориях победили опять-таки явные фавориты как кинопроката - пиксаровский "Рататуй", так и анимационных фестивалей, о которых мы писали - помните, британский "Петя и волк" на закрытии минувшего "Крока" исполнялся в сопровождении симфонического оркестра - и тут надо заметить, что русские всячески способствовали этой победе анимационной короткометражки нынешнего года – без гениальной музыки Прокофьева вряд ли этот кукольный фильм смог чего-то добиться.
А вот что касается михалковского "12" - ставка на чеченскую тему с треском провалилась. Это у нас в России этот, на мой взгляд, холуйски-конъюнктурный, идейно фальшивый, до колик проэфэсбэшный проект, может вызвать прилив энтузиазма, да и то на уровне подковерной возни в Союзе кинематографистов. Забавно наблюдать, как на местечковой михалковской премии "Золотой орел" убогая поделка хозяина мероприятия и по совместительству режиссера забирает все призы до единого, а на конкурирующей анти-михалковской, только еще более провинциальной "Нике" - не попадает ни в одну номинацию вообще! Американцам наши попытки лизнуть родную власть как можно глубже по-барабану, а на уровне Голливуда "эффект Михалкова" - пустой звук, это вам не старосветская Венеция, где можно всех подавить барской вальяжностью, богатством и завоеванным когда-то авторитетом. Если бы "12" получили "Оскара" - на фоне главных фильмов этого года, я бы задумался о собственной вменяемости и адекватности.
В остальном стоит отметить, что нынешняя церемония хоть и не принесла сюрпризов, расставила всех победителей по местам вполне адекватно. Прекрасный Дэниел Дей-Льюис давно демонстрирует высочайший уровень актерского мастерства, да и фильм "Нефть" должен был тронуть сердца неравнодушных к своей недолгой истории американцев и что-нибудь обязательно да получить. А неожиданная Марийон Котийяр в лучшей женской роли просто-напросто стала на экране Эдит Пиаф, как говорится - не отличишь от настоящей.
Да, еще порадовала награда за лучшие спецэффекты в "Золотом компасе" - этот фильм по знаменитой трилогии Филиппа Пуллмана снимался с тем расчетом, что если первая часть получит какое-то признание, то будет продолжение (в отличие, скажем, от "Властелина колец", который делался сразу и целиком все серии) - значит, после нынешнего "Оскара" мы сможем увидеть продолжение истории про дэймонов.
Итак, на мой взгляд, можно свидетельствовать, что кинематографический сезон 2007 г. закончился на мажорной ноте. "Оскар" стал триумфом для творцов и ценителей настоящего искусства, вероятно, оставив чувство легкого разочарования у патриотически настроенных наших граждан. Но тут или свой "особый путь", нечего оборачиваться на врагов-американцев, или учиться на ошибках и снимать просто хорошее кино, не рассчитывая выехать на политике. Пока российское кино не может влиться в мировой мэйнстрим, это стоит констатировать. Но и "Оскар" придумали не для него.
## AP ©