ФОТО: AP |
Предстоящий визит следует рассматривать в контексте международного саммита, инициированного лично Бушем и проведенного в американском Аннаполисе в конце прошлого года. Тогда вопросы арабо-израильского урегулирования обсуждались в присутствии представителей полусотни государств и международных организаций, и главным итогом встречи стала декларация о том, что стороны готовы приложить все усилия для того, чтобы проблема была решена до конца 2008 года. Однако на саммит не были приглашены представители Ирана, а также радикальных организаций ХАМАС и "Хезболла".
Категорический отказ Белого дома обсуждать что-либо с ХАМАС может означать только одно: демонстративно оставляя эту группировку за бортом переговоров, Вашингтон делает ставку на ее маргинализацию и выдавливание с ближневосточного политического поля. Старая тактика кнута и пряника: "хорошие" палестинцы будут вовлечены в мирный процесс, им будет обеспечена солидная международная помощь, тогда как "плохие" останутся в изоляции и не смогут рассчитывать на содействие извне. С одной стороны, действенность таких мер сомнительна, так как они чреваты обратным эффектом: демонстрируя непримиримость, ХАМАС может снискать еще большую популярность в радикальных кругах палестинского общества. С другой стороны, эта непримиримость иногда оборачивается против ХАМАС. Так произошло немногим более месяца назад, когда Тель-Авив, в ответ на непрекращающиеся обстрелы, на несколько дней перекрыл пропускные пункты на границе с Газой. Тогда, не выдержав тягот блокады, лидеры ХАМАС были вынуждены обратиться за посредничеством к своему политическому противнику Махмуду Аббасу. Эти обстоятельства негативно сказались на отношении палестинцев к ХАМАС и укрепили позиции "Фатха".
Примечательно, что до сих пор в процессе урегулирования не принимает полноценного участия другой влиятельный в ближневосточном регионе игрок – Россия. В дни саммита в Аннаполисе неоднократно утверждалось, что следующая мирная конференция должна пройти в Москве, однако спустя несколько недель Ольмерт и Аббас встретились в Париже, и сейчас судьба переговоров, которые должны были пройти под патронажем Кремля, остается неопределенной. Между тем Москва могла бы предложить сторонам конфликта альтернативный вариант урегулирования, ведь Россия, в отличие от США, поддерживает отношения со всеми его участниками, в силу чего может считаться универсальным посредником. Когда накануне встречи в Аннаполисе на Ближнем Востоке побывал Евгений Примаков и провел серию переговоров с руководителями Израиля и ряда арабских стран, многие наблюдатели заговорили о том, что Россия так просто не отдаст США лавры главного миротворца. Но пока это предположение не оправдывается.