От съезда "Единой России" ждут сюрприза

Читать в полной версии →
Главной сенсацией предстоящего съезда единороссов может стать ответ Владимира Путина на предложение возглавить партию. По мнению аналитиков, его согласие будет чревато "рядом проблем"




Спикер Госдумы и лидер единороссов Борис Грызлов сообщил вчера о том, что главным вопросом предстоящего IX съезда "Единой России", который пройдет 14 - 15 апреля, станет развитие страны до 2020 года. В первый день съезда его участникам будет представлен основной доклад председателя партии "О роли партии в формировании и реализации стратегии социально-экономического развития России до 2020 г.", состоятся заседания секций с участием представителей партийных интеллектуальных центров, общественных организаций и экспертов. "В рамках этих дискуссий на основе целевых задач, сформулированных президентом Владимиром Путиным, мы хотим более подробно представить обществу позицию партии, наши расчеты по вариантам развития страны до 2020 г., результаты партийных проектов, утвержденных VI и VII съездами, и новые инициативы", - пояснил Грызлов. По его словам, темами отдельных секций могут стать задачи социальной политики, развития инфраструктуры, модернизации налоговой системы, перехода к инновационной экономике, повышения эффективности госуправления на новом для страны этапе, культурного развития. В повестке второго дня – "обсуждение доклада и принятие итоговых решений, обеспечивающих организацию партийной работы по реализации Стратегии-2020".

По данным ряда источников, дата съезда была определена на заседании президиума генсовета ЕР еще в минувшую пятницу, причем в экстренном порядке (изначально этот вопрос вообще на повестке дня не значился). Заметную спешку единороссов наблюдатели объясняют стремлением "застолбить" тему "стратегии-2020" (соответствующих законодательных инициатив по вопросам развития страны на указанный период, причем "собственных", ждет от парламентариев лично Путин, о чем он недавно и сказал на встрече с руководством Госдумы). Таким образом, по мнению аналитиков, единороссы могут сыграть на опережение и предложить некие изменения самостоятельно, а не одобрять постфактум. Политические инициативы "Единой России", утвержденные Путиным, заметно усилят авторитет партии, что, в свою очередь, повлияет на ее министерскую квоту.

Кроме того, устав ЕР позволяет принимать на партийном съезде важнейшие кадровые решения – что, по мнению наблюдателей, и будет сделано в середине апреля. В этой связи Грызлова уже "сватают" на должность вице-премьера правительства, который будет курировать силовые министерства и ведомства, на его место в Думе прочат одного из вице-спикеров – Олега Морозова или Вячеслава Володина. Правда, Володину – равно как и председателю комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиру Плигину – также предсказывают пост в правительстве, или даже возможность занять пост заместителя главы Администрации президента. Сурков при этом якобы может возглавить кремлевскую администрацию, а ее нынешний глава Сергей Собянин – одно из министерств. Также существует версия о том, что бывший глава президентской администрации Александр Волошин получит должность советника нового президента Медведева, а руководитель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенников – пост генпрокурора.

Впрочем, вице-премьер Сергей Нарышкин на прошлой неделе заявил о том, что до мая (то есть до времени инаугурации Медведева) кадровых перестановок в Администрации президента и правительстве не будет. По мнению экспертов Центра политической конъюнктуры России, выступление Нарышкина, наверняка сделанное по указанию и взаимному согласию Путина и Медведева, должно на время успокоить элиты и предостеречь наиболее активных чиновников от "войны" в СМИ. Во всяком случае, властный центр приложит все усилия, чтобы аппаратная борьба не становилась "слишком заметной". "Однако есть основания полагать, что подобные усилия не будут эффективными, поскольку сама неопределенность относительно своего политического будущего, в которой пребывают ключевые чиновники страны, неизбежно продолжит подталкивать их к интенсификации аппаратных интриг", – констатируют эксперты ЦПК.

В то же время, по мнению наблюдателей, главной сенсацией предстоящего съезда ЕР может стать ответ Владимира Путина на предложение возглавить партию. В том, что такое предложение непременно последует, аналитики не сомневаются. А вот какова будет реакция, предугадать сейчас довольно сложно. С одной стороны, опора будущего премьера на парламентское большинство усилит его аппаратные позиции, с другой, минимизирует возможности для маневра – в случае, если Путин спустя какое-то время решит вернуться в президенты.

"С одной стороны, Путин всегда был сторонником сильных партий. Если он будет в ЕР, возникнет мощная партийная структура. С другой, он позиционировал себя как надпартийный лидер, и проценты голосов у него всегда были выше, чем у "Единой России", – заявил "Yтру" политолог Сергей Марков. Вопрос о Путине-лидере партии всегда рассматривался, но, будучи президентом, ему целесообразнее было оставаться надпартийным, напомнил эксперт. Однако сейчас, когда Путин становится премьером, "ситуация меняется".

В то же время "усиление" "Единой России" Путиным чревато несколькими проблемами. "Во-первых, возникает слишком уж явная аллюзия – КПСС. Во-вторых: партия должна тогда стать другой, должна быть более достойной Путина, то есть подвергнуться серьезной трансформации. Прежде всего, она должна будет избавиться от балласта – людей бездеятельных, которые ничего не делают и случайно в нее попали, и людей, ее компрометирующих. Но самое главное, партии тогда предстоит укрепиться – включить в себя представителей активной части гражданского общества, стать "партией общества". Это позволит ей больше выступать от имени общества, с элементом консолидации и согласования интересов. А сейчас ЕР, скорее, является "партией государства", – считает Марков.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, в свою очередь, полагает, что Путин во главе ЕР породит двойственную ситуацию. "С одной стороны, Путин получит в свое исключительное распоряжение очень серьезную и влиятельную структуру, представленную во всех регионах и доминирующую в партийной жизни. Это очевидный плюс. Минус состоит в том, что часть сторонников будущего премьер-министра не поддерживают ЕР, воспринимают ее как партию чиновников, – заявил политолог "Yтру". – Возникает вопрос о том, будет ли будущий премьер отделен от чиновничества, которое в России недолюбливают даже сами чиновники. Не то, чтобы ассоциация Путина с партией чиновников стала для первого достаточно сильным ударом по авторитету, но может возникнуть проблема: часть его сторонников разочаруется".

Как премьеру Путину это не навредит, но он, по мнению Макаркина, хочет оставить за собой возможность маневра на будущее. "Особенность его стиля в том, что он всегда стремится оставить для себя максимальную "свободу рук". В том случае, если он решит вернуться на президентство, идентификация его только с одной политической силой может иметь противоречивый характер. Вероятнее другое: премьерство Путина будет в большей степени политическим, чем предшествующие кабинеты, – сложно представить себе Путина в роли технического премьера. При этом он может опираться на поддержку ЕР в парламенте".

Партийный фактор в правительстве, по прогнозам Макаркина, будет усилен – ЕР получит серьезную квоту, но полностью партийное правительство в настоящий момент невозможно: "в данной ситуации решающей будет роль самого премьер-министра, а не парламента и не "Единой России". При этом количество вице-премьеров увеличится, а само правительство может принять двухуровневый характер. Кроме того, впервые складывается ситуация, когда премьер начинает оказывать серьезное влияние на силовой блок, который всегда был в президентской сфере влияния. "И здесь потребуется заместитель премьер-министра, который занимался бы этими вопросами, – отмечает аналитик. – В этом контексте появление силового вице-премьера вполне возможно. Но вовсе не обязательно, что таким замом станет Грызлов".

В целом же, по мнению Макаркина, любые дискуссии по поводу конкретных персоналий в настоящий момент беспочвенны, а большое количество слухов на подобные темы "проистекает из отсутствия реальной информации": "В 90-е годы и региональные, и федеральные политики сбрасывали в СМИ "утечки" с пиаровской целью, для поднятия своего авторитета, для раскрутки. Сейчас задачи прямо противоположные: "утечка" должна предотвратить развитие событий по тому сценарию, который в ней предусматривается. Существует представление, что власть обладает определенной аурой, проводит свою политику исходя из аргументов, понятных исключительно ей самой, политику непредсказуемую. Обсуждение планов власти в прессе уменьшает шансы на их претворение в жизнь".

Так или иначе, все решения будут приниматься "двумя людьми, которым не интересен никто: ни "Единая Россия", ни Дума, ни правительство в его нынешнем составе. Все они имеют только право совещательного голоса. А раз решают два человека, они могут руководствоваться при этом набором самых разных факторов – начиная от необходимости выстраивания баланса различных политических сил и до создания наиболее целесообразной управленческой структуры".

Сергей Марков, касаясь возможных перемещений руководства ЕР в правительство, отметил: "В отношении Грызлова указанный вариант выглядит вполне логично. Такое вполне может быть, поскольку он занимался этой проблематикой и является скорее государственным человеком, чем парламентским трибуном". "Не противоречащими логике" назвал он и прочие вышеупомянутые варианты.

В самой "Единой России" все "предъсъездовские" слухи комментируют крайне неохотно. Депутат Госдумы Валерий Рязанский пояснил, что повестка еще не сформирована и обсуждать "пока вообще нечего".

Евсей ТРЕТЬЯКОВ |
Выбор читателей