|
Имя доброжелателя, о наличии которого заявляло обвинение, раскрыл главный обвиняемый по этому делу, бывший президент "ВИП-банка" Алексей Френкель. Выяснилось, что Ухабов-Богославский ранее уже давал свидетельские показания, но под вымышленным именем. Тогда он заявил следствию, будто бы в апреле 2006 г., за несколько месяцев до убийства банкира, Френкель сказал: "Скоро Козлова не будет, и на его костях многие захотят попрыгать, даже в ЦБ, и мы решим все свои вопросы".
Однако в ходатайстве, заявленном во вторник, Френкель написал, что Ухабов-Богославский взял в банке кредит в $70 тыс., который до сих пор не вернул. Потому-то у него, по мнению обвиняемого, и могла быть причина оговорить руководство банка. Более того, Алексей Френкель заявил, что к делу непосредственное отношение имеет другой высокопоставленный чиновник Центробанка - ныне действующий зампред Валерий Мельников. По словам обвиняемого, Мельников является одним из наиболее вероятных заказчиков убийства Козлова. Правда, стоит отметить, что это заявление Френкель сделал после того, как стало известно о намерении обвинения вызвать Мельникова в суд в качестве свидетеля.
В свою очередь, адвокат Френкеля Руслан Коблев разъяснил заявление своего подзащитного следующим образом: "Деятельностью Андрея Козлова были недовольны многие высокопоставленные сотрудники Центробанка, а также влиятельные чиновники, которые контролировали группы, занимавшиеся отмыванием преступных доходов". По словам адвоката, в 2005 - 2006 гг. по распоряжению Козлова были отозваны лицензии у 100 - 300 кредитных учреждений, в том числе у крупных "мафиозных" банков. "По мнению Френкеля, Мельников не только контролировал один из таких банков, но и рассчитывал в дальнейшем занять должность Козлова", - сказал юрист.
Напомним, что первой о таинственном документе на суде рассказала свидетель обвинения, 35-летняя журналистка Анна. С замглавы Центробанка она была знакома около восьми лет, и именно ей Козлов показал 25-страничное письмо, о котором не знала даже его супруга. В послании, представшем глазам Анны в конце июля 2006 г., содержалось предупреждение о неких людях, готовых пойти на убийство Козлова. Упоминались также некие банки, которые из-за деятельности Козлова были лишены возможности зарабатывать деньги.
На прошлой неделе об этом же письме рассказал и председатель Центробанка Сергей Игнатьев. В ходе дачи свидетельских показаний в Мосгорсуде он сообщил, что Козлов обсуждал с ним полученную анонимку. "За несколько месяцев до своей гибели Козлов обсуждал со мной записку, которую получил от анонимного автора, - сказал Игнатьев. - В ней было написано, что ряд банков - в том числе упоминался и "ВИП-банк", которым руководил обвиняемый в организации убийства Козлова Алексей Френкель, - занимается всякого рода фиктивными махинациями, в том числе и направленными на отмывание денежных средств". По словам председателя ЦБ, всерьез эту угрозу ни сам Игнатьев, ни Козлов не восприняли. Они даже не стали обращаться в службу безопасности Центробанка. "Мне показалось, что во время обсуждения записки Козлов не слишком серьезно отнесся к угрозе, присутствующей в ней, - отметил Игнатьев. - Это была не угроза анонима, а мнение анонимного лица, что группа людей может не остановиться даже перед убийством".
Впрочем, обвинение огласило присяжным лишь часть послания. В тексте записки, в частности, сообщается, что ряд депутатов, сенаторов, сотрудников ЦБ и бизнесменов готовят кампанию по дискредитации первого зампреда Центробанка. При этом Алексей Френкель ходатайствовал в суде о том, чтобы содержание письма присяжным не раскрывали, поскольку ему, дескать, известен автор послания.
Напомним также, что Андрей Козлов был расстрелян неизвестными 13 сентября 2006 г. на выходе с территории московского спорткомплекса "Спартак", где между командами сотрудников Центробанка проходил корпоративный футбольный матч. Причиной преступления признана профессиональная деятельность первого зампреда ЦБ, что было достаточно очевидно с самого начала. Андрей Козлов, курировавший на своем посту надзорный блок, старался сделать деятельность российских банков более честной и прозрачной. Ему принадлежит идея составления черного списка банков, занимающихся отмыванием денег. Незадолго до покушения он выступил с предложением о пожизненном запрете на профессиональную деятельность всем руководителям банков, пойманных на противозаконных операциях. До этого не дошло, однако почти 100 кредитных учреждений лишились своих лицензий.
Организатором преступления прокуратура считает Алексея Френкеля, посредниками - луганского бизнесмена Бориса Шафрая, луганского авторитета Богдана Погоржевского и совладелицу московского ресторана "Триш" Лиану Аскерову. Обвинение в непосредственном исполнении преступления предъявлено гражданам Украины Алексею Половинкину, Максиму Прогляде и Александру Белокопытову. Еще один предполагаемый исполнитель убийства - Игорь Космынин - объявлен в розыск. Мотивом для расправы с Козловым, по мнению следствия, стали многомиллионные убытки, которые понес возглавляемый Френкелем "ВИП-банк" после отзыва у него лицензии в связи с подозрением в отмывании денег. Самому Алексею Френкелю предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 33, п. "б", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ ("Организация убийства лица в связи с осуществлением им служебной деятельности из корыстных побуждений по найму организованной преступной группой").