|
К сожалению, действия, направленные на защиту слабых, вызывают у сильных и расторопных желание первым занять место "у раздачи". Не избавлена от этого и современная Москва. Последним подтверждением тому стала недавняя нашумевшая история с дворником Исхаковым, выселенным из незаконно занятой им муниципальной квартиры, в очереди на получение которых годами томятся тысячи ветеранов, инвалидов и многодетных семей.
Надо сказать, герой многочисленных телевизионных сюжетов Хусаин Исхаков отделался только легким испугом. Учитывая сложную ситуацию, в которой оказался выселяемый (его супруга находится на восьмом месяце беременности), московские власти в порядке исключения предоставили его семье однокомнатную квартиру сроком на один год, дабы у него было время на решение квартирного вопроса.
История Исхакова четко вписывается в распространенный алгоритм, когда благодаря наличию правильных связей и корыстолюбию либо нерадивости чиновников можно решить "жилищный вопрос". В 2002 г. Исхаков был принят на работу в РЭУ-40 на должность дворника. При этом самовольным решением бывшей начальницы РЭУ г-жи Конаковой новоиспеченному дворнику была предоставлена однокомнатная квартира на Балаклавском проспекте, в доме №4. Между тем данная квартира находилась в муниципальной собственности, и заселять в нее дворника начальница РЭУ не имела никакого права. Уж какие аргументы в свою пользу предъявил ей Исхаков, остается только догадываться.
Не менее интересно и то, как ему в кратчайшие сроки удалось получить постоянную московскую регистрацию. На момент выселения из квартиры на Балаклавском проспекте Исхакову, равно как и всей его семье, вовсе не грозила судьба бомжей. С 2003 г. Исхаков Хусаин Умярович постоянно зарегистрирован в Москве на Кантемировской улице, в квартире, предоставленной в порядке переселения из сносимого дома ему и его бывшей супруге, с которой он состоял в браке с 2003 по 2004 год. Тридцатилетняя разница в возрасте молодоженов, а также, то что "счастливый брак" тридцатилетнего Исхакова с гражданкой 1940 года рождения был расторгнут вскоре после получения дворником постоянной московской регистрации, говорит о его недюжинных талантах. Нынешняя супруга и сыновья Исхакова зарегистрированы по месту жительства в селе Тукай Спасского района Нижегородской области. Это означает, что у семьи имеются как минимум два адреса постоянного проживания (в Москве и Нижегородской области) без учета временно предоставленной им московской квартиры.
История дворника, несколько лет незаконно занимавшего муниципальную квартиру, отнюдь не уникальна. Сегодня в Москве проживает достаточно граждан, вселившихся в находящиеся в городском фонде жилья квартиры с различными нарушениями и занимающих их не по праву. Тем временем на жилищном учете в Москве состоят 166 699 семей (549 860 человек), в том числе 548 семей участников и инвалидов Великой Отечественной войны, 17 535 семей инвалидов, 2 024 семьи с детьми-инвалидами, 6 203 многодетные семьи. Несмотря на то, что Москва является лидером по реализации жилищно-социальных программ и с этого года более половины возводимого в городе жилья направляется на социальные нужды, городских ресурсов по-прежнему не хватает для решения квартирного вопроса каждой московской семьи.
Случай с Исхаковым обнажает целый пласт проблем. Кто-то может пожалеть сорванного с насиженного места человека и его семью, которым в ближайшее время предстоит либо самим найти новое подходящее жилье, либо покинуть столицу. Однако при этом нелишне вспомнить и о том, что в Москве до сих пор существуют тысячи коммуналок и малогабаритных квартир, в которых проживает по несколько поколений жильцов. Столичные власти прилагают максимум усилий для того, чтобы обеспечить каждую семью собственной жилплощадью, но решить подобную проблему в одночасье невозможно.
К сожалению, активно культивирующийся в последние годы социальный эгоизм определенной части граждан отнюдь не способствует ее решению. Это отчетливо видно по таким прецедентам, как история с Исхаковым или спекуляции вокруг сносимых халуп в Южном Бутове.
История с восстановлением справедливости вокруг квартиры, незаконно занятой Хусаином Исхаковым, показала, что столичные власти не намерены мириться с проявлениями социального эгоизма и готовы встать на защиту интересов наименее защищенных социальных групп.