ФОТО: nemtsov.ru |
Канувший было в политическое небытие Борис Немцов вновь напомнил о себе. На сей раз - в качестве соавтора экспертного доклада "Путин. Итоги", посвященного окончанию второго президентского срока Владимира Владимировича.
На презентации доклада в пресс-центре ИА "Росбалт" его авторы - Немцов и бывший замминистра энергетики правительства России Владимир Милов - признались: их задачей был "честный, а не красивый", "критический либеральный" взгляд на восьмилетнее правление Путина. Официальная пропаганда активно оперирует штампами "Россия встает с колен" и "жить стало лучше, жить стало веселее", но это совсем не так, огорчил собравшихся Немцов.
Судя по всему, за общественные настроения Борис Ефимович выдает свои собственные: после сокрушительного поражения СПС на парламентских и несостоявшегося участия Немцова в президентских выборах (капитуляция видного демократа сопровождалась крайне невнятными и противоречивыми объяснениями, из которых было ясно, что Немцов вконец в себе разуверился) и последовавшего за этим окутанного тайной ухода политика из партии поводов для радости у него и впрямь должно было поубавиться. Равно как и поводов для пиара. Правда, было объявлено о начале формирования некоего нового общественного либерального движения, в рамках которого Немцов обещал пригреть всех - от ОГФ Каспарова до РНДС Касьянова, включая, разумеется, СПС и "Яблоко". (Как известно, две последние партии, несмотря на старания Немцова, так и не объединились, причем по причине стойкой неприязни к его персоне со стороны отдельных "яблочных" лидеров).
Казалось бы, на одном из "видных демократов" можно уже поставить крест, но не тут-то было. Доклад, появившийся в Интернете еще в декабре прошлого года, вдруг "всплыл" вместе со своим автором в качестве повода для презентации. Кстати, не удовлетворившись Интернетом, Немцов даже хотел издать его в виде отдельной брошюры, но от его продажи отказались все книготорговые сети. В результате экс-лидер "правых" все равно изыскал возможность напомнить о себе, причем сделал при этом несколько весьма странных заявлений.
Во-первых, Немцов фактически дал понять, что создаваемое им движение на рожон лезть не будет, оппозиция сформируется без левых (под изгоями подразумевалась запрещенная НБП). "Мы можем вместе с ними требовать свободу для политзаключеных на улицах, но с ними нельзя обсуждать как будет развиваться страна. С ними у нас нет ничего общего", - отметил он. Повестка демократического движения на ближайшие годы определится на конференции в Петербурге 5 апреля, в числе приглашенных - все те же Каспаров, "Яблоко", СПС, правозащитники и представители экспертного сообщества. Эти заявления - несмотря на упоминание Каспарова - можно расценивать как намек на то, что создаваемая Немцовым оппозиция в принципе готова будет принять правила игры, установленные властью.
Дальше – больше. На днях на заседании нижегородского эксперт-клуба Немцов (выступавший все с тем же докладом о путинском режиме) намекнул на то, что готов работать даже во властных структурах, если есть команда и "есть возможность реализовать все, что задумано". Впрочем, тут же оговорился, что "не рвется в кабинеты любой ценой", жаждет не власти, а "движения страны вперед" и вообще "не готов взять пост ради своих амбиций". Никаких симптомов, указывающих на желание хотя бы одного высокопоставленного работодателя заполучить к себе Бориса Ефимовича, пока не наблюдалось, но под лежачий камень, как говорится, и вода не течет.
Впрочем, будучи реалистом, Немцов, вероятно, понимает, что на федеральный уровень ему путь заказан, а потому в критике первых лиц себя не ограничивает. Отсюда откровения из серии "Россия - авторитарная страна", "Путин занимался укреплением власти, а не модернизацией", "при Путине Россия погрузилась в пучину коррупции", "Путин и коррупция - неразрывно связанные вещи, борьба с коррупцией - это лобовая схватка с Путиным, на которую сам Медведев не способен". И вообще, "при Путине в России сократилась общая протяженность дорог с твердым покрытием с 750 до 700 тыс. км", а "масштаб разворовывания средств в дорожном строительстве увеличился впятеро". Медведеву тоже досталось: он, по определению Немцова, "нереальный президент, которому очень хотелось бы стать реальным".
Но есть и луч света в этом темном царстве, и этот луч - губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Губернаторство Шанцева "выглядит очень достойно на фоне того "раздрая", который был до его прихода в Нижегородскую область", команда Шанцева "нацелена на деятельность, а не на разборку друг с другом", Шанцев "выглядит очень достойно даже на фоне назначенных Владимиром Путиным губернаторов", поскольку "пришел сюда не набивать карманы, а работать", откровенничал на днях Немцов (предусмотрительно пояснив при этом, что отдельные направления в деятельности нижегородского губернатора нуждаются в корректировке).
Последний раз такие комплименты звучали от Немцова в адрес Ющенко, после чего Немцов превратился во "внештатного советника" украинского президента. Правда, даже это ни к чему не обязывающее сотрудничество Ющенко довольно быстро прервал. К чему готовиться после вышеозвученных дифирамбов Шанцеву, страшно даже представить (особенно если учесть, что Валерий Павлинович - человек широкой души, еще в бытность вице-мэром Москвы не гнушавшийся, например, приехать в приют для бомжей и самолично позаботиться о содержимом их холодильника).
Впрочем, если на Немцова альтруизма Шанцева не хватит, у первого всегда остается шанс попытаться возглавить Касьянова и Каспарова. Еще можно писать книжки. Правда, по мнению экспертов, добиться признания на литературном поприще Немцову не удастся. Его последняя работа интересна Кремлю, политологам, журналистам, но не населению, считает глава лаборатории политической психологии СПбГУ Владимир Васильев: "Сейчас этот доклад - лишь тема для обсуждения, причем достаточно виртуального, поскольку авторы не написали, что надо делать конкретно". Того же мнения политолог Алексей Шустов: "Проблема либеральной оппозиции в том, что они зачастую предлагают просто вернуться в 90-е гг., не отвечая при этом на вопрос "Что делать?". В свою очередь, известный петербургский социолог Татьяна Протасенко, вспомнив книгу мемуаров Бориса Немцова "Исповедь бунтаря", задалась риторическим вопросом: если автору кажется, что его используют или недооценили, зачем он тогда катался с президентом Путиным на лыжах?