Правосудие может ударить по невиновным

Читать в полной версии →
Новейшая генетическая программа, разработанная для использования ее экспертами-криминалистами, может оказаться не столь безобидной, как представляется. Технология, предупреждают эксперты, может навредить невиновным




Технология сбора улик, разработанная в Великобритании, может оказаться врагом правосудия. Алан Джеймисон, один из ведущих криминалистов туманного Альбиона, говорит об угрозе, которую таит в себе метод определения преступника по ДНК-тестам.

Программа DNAboost была разработана специалистами совсем недавно, но Джеймисон, занимающий пост директора Института криминалистики в Глазго, уже рьяно доказывает негативные последствия ее применения. По его мнению, если генетические экспертизы априори будут считаться веским доказательством вины, и сбор других улик станет уже необязательным, это может сломать жизнь невиновному человеку и привести к допущению фатальных ошибок системы правосудия.

Программа уже прошла тестирование в четырех следственных группах и полицейские положительно отзываются о новинке, заявляя, что она достаточно эффективна при сборе дополнительных улик против подозреваемых. Эксперты уже посчитали, что внедрение DNAboost поможет выявлять дополнительно до шести тысяч преступников ежегодно. Однако Джеймисон уверен: прежде чем брать программу на вооружение криминалистами по всей Великобритании, ее необходимо подвергнуть тщательной проверке.

К слову, осенью 2007 г. власти Великобритании заявили о своем намерении брать пробы ДНК у всех туристов, въезжающих в страну. С таким предложением выступил старший судья Соединенного Королевства Стивен Седли. Более того, по его словам, в ближайшее время необходимо взять пробы и у всех жителей Великобритании.

Свою инициативу Седли объяснил тем фактом, что существующая ныне четырехмиллионная база данных ДНК является недостаточной, а различные этнические меньшинства представлены в ней неравномерно. К тому же на данный момент британские власти располагают образцами ДНК в основном лишь тех лиц, которые в свое время попадали в поле зрения правоохранительных органов в связи с причастностью к каким-либо правонарушениям. Таким образом, расширение существующей базы, куда в настоящее время занесены данные в общей сложности 5,2% подданных Ее Величества, позволило бы раскрыть значительное количество старых и новых преступлений.

Однако правозащитные организации, как и следовало ожидать, выступили против такой меры. Их позиция заключается в том, что в базу данных стоит заносить лишь ДНК людей, причастных к тяжким преступлениям, тогда как все остальные граждане имеют право на неприкосновенность личной жизни.

Лиза САЙФЕР |
Выбор читателей