|
Французский изобретатель Скотт де Мартинвилль за 17 лет до Томаса Эдисона изобрел устройство, записывающее звук, которое сам он назвал фоноавтограф (более поздняя и получившая мировое признание модель Эдисона получила наименование фонограф).
Скотт де Мартинвилль провел целый ряд экспериментов в поисках подходящего материала для фиксации звука. Сохранившаяся запись сделана на выдержанном над масляной лампой листе бумаги, покрытой слоем воскоподобного вещества. По словам ученых, носитель был сильно поврежден, но после его реставрации звук удалось воспроизвести и оцифровать. Исследователи предполагают, что Скотт де Мартинвилль не планировал использовать плоды своей работы для прослушивания - его больше интересовал механизм записи на бумаге звуковых колебаний.
Крошечный сохранившийся отрывок продолжительностью всего десять секунд воспроизводит фрагмент французской народной песни, предполагают исследователи. Если прислушаться, можно разобрать слова: "В лунном свете Пьеро ответил".
Как отмечают исследователь Дэвид Джованнони, обнаруживший уникальную запись, его находка не умаляет достижений Эдисона. Он "считается первым человеком, который сумел записать звук. А на самом деле, он был первым, кто сумел записать звук и воспроизвести его", - отметил историк. По его словам, до Скотта де Мартинвилля и Эдисона с возможностью звукозаписи экспериментировали и другие люди. Но значение самой находки исследователь умалять не собирается. "Это можно сравнить с обнаружением самой старой в мире фотографии и узнать, что она была сделана за 17 лет до изобретения фотоаппарата", - сообщил Джованнони. "Это волшебство. Это как если бы тебе пело привидение", - поделился своими впечатлениями историк.