ФОТО: AP |
Подобный ранжир станет следствием скоротечных процедур, которые придутся на канун Дня Победы. Вначале, 7 мая, Дмитрия Медведева приведут к президентской присяге. Как водится, сделано это будет торжественно, с использованием сложной видеорежиссуры, где и Кремль с высоты птичьего полета, и каждый шаг нового президента по пути следования в Андреевский зал фиксирует несколько операторов. В тот же день, в соответствии с Конституцией, свои полномочия должно сложить правительство. Судьба его нынешнего председателя, Виктора Зубкова, судя по всему, определится через пару дней после этого.
Собственно, эти два события – инаугурация нового президента и отставка Кабинета министров – и есть единственные условия, необходимые для назначения Путина новым премьер-министром. И произойти это может уже на следующий день – 8 мая. Дума, точнее, ее большинство в лице фракции "Единая Россия", горит желанием сделать именно так, сведя все процедуры к минимуму.
Именно вокруг этой спешки и разгорелся спор, который, как водится в родном Отечестве, апеллирует к фундаментальным принципам. Один из них гласит: кандидату в премьеры нужно пройти в Думе консультации с фракциями. Норма эта неписаная, ничего такого в Конституции нет. Но зато есть традиция, которая неукоснительно соблюдается со времен Виктора Черномырдина. А слово "традиция" сегодня в моде: все понимают, что где традиция – там где-то рядом и демократия.
Но не в этом случае. Спикер Государственной думы и лидер "Единой России" Борис Грызлов предрек на днях утверждение Путина в должности премьера безо всяких консультаций с фракциями: "Зачем откладывать? Кандидатура, которую будет вносить президент на должность председателя правительства, нам известна. И большинство Госдумы, то есть фракция "Единая Россия", как раз и добивалась такого развития событий. И, естественно, мы эту кандидатуру поддержим".
Нехитрая аргументация лидера "Единой России" не лишена смысла. Все – то бишь решительно все! – понимают, что речь идет о сугубо формальной "сделке" Думы с Кремлем. И дело не в том, что имя кандидата никакой интриги не предполагает. И не в том, что существуют шероховатости в перспективе его прохождения через Думу. Владимир Путин неоднократно встречался с руководством думских фракций, в том числе с коммунистами и "жириновцами", будучи президентом страны, и потому хорошо осведомлен об их позиции по самому широкому кругу вопросов. Именно этим он отличается от всех своих предшественников (на посту премьеров), которые и формировали пресловутую традицию. Для них – Черномырдина, Кириенко, Степашина, Касьянова, Зубкова, - как и для самого Путина в его бытность премьером при Борисе Ельцине в 1999 г., думская "кухня" действительно была terra incognita. А консультации с фракциями играли роль разведки, причем "разведчиками" были обе стороны.
Сегодня же подобные консультации представляются профанацией. С другой стороны, при желании Кремля они могли бы все же состояться с минимальными потерями во времени. Ничто не помешало бы Думе, которая уже объявила о готовности по такому случаю "прервать работу в округах" (речь, надо думать, идет традиционных о майских отпусках), в первой половине дня провести во фракциях встречи с кандидатом в премьеры, чтобы ближе к вечеру благополучно утвердить его в этой должности.
Кстати, формальный руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев не исключает, что Путин проведет беседу с "жириновцами" или коммунистами. Не исключают этого даже отдельные представители "партии власти", все же видя в подобных переговорах некий смысл. И получается, что смысл этот – не в законе, не в традиции и не в правилах приличия. КПРФ и ЛДПР, демонстрирующие нежелание голосовать за Путина (характерно, что от имени ЛДПР по этой теме пока высказывается Игорь Лебедев, а не его отец – Владимир Вольфович Жириновский), должны переговорить с ним хотя бы из-за принципиально иного политического расклада во властных структурах, ставшего возможным именно при данной рокировке. Вопрос о распределении полномочий между Медведевым и Путиным остается открытым, в том числе и для депутатов. Это значит, что всем им решительно не понятно, кто и как будет выходить в Думу, в том числе и с законодательными инициативами, отчитываться и т.п. Формальный подход тут не работает – Путин будет "больше, чем премьер", это всем понятно. Но не понятно, как именно изменятся правила, по которым Дума работала почти все время своего существования в новой России.
В этом смысле интерес парламентариев к консультациям перестает быть формальным. Он никак не связан с прохождением кандидатуры Путина, а упирается в механизмы их собственной работы в ближайшие годы. И потому – абсолютно закономерен. Возможно поэтому, лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил о "неизбежности" консультаций, пусть и в апреле.
Что касается вопроса о спешке, тут неясности нет. Заблаговременное переселение Дмитрия Медведева из старого офиса в Доме правительства в 14-й корпус Кремля, равно как и быстрая процедура назначения Путина премьером направлены на мобилизацию работы всей системы исполнительной власти в сложный "транзитный" период. Власть стремится показать, что времени на раскачку она никому не даст. Поэтому, надо думать, назначение Путина премьером – наименее интересное из того, что произойдет в майских кадровых подвижках.