ФОТО: АР |
Открытие 80-метровой улицы было тщательно подготовлено. Решение о разрушении баррикад лидеры турецкой и греческой сторон приняли еще в прошлом месяце. Команда саперов ООН проверила нейтральную территорию на наличие неразорвавшихся боеприпасов и других всевозможных ловушек: после того как в 1974 г. северную часть Кипра оккупировала турецкая армия, здания, расположенные на улице, пустовали.
Все строения на нейтральной территории, сильно обветшавшие за период оккупации, закрыли строительными лесами. Затем дорожные рабочие уложили на улице новый асфальт, электрики провели свет, а строители возвели по обе стороны "Зеленой линии" здания для сотрудников двух пропускных пунктов. Пластиковые голубые щиты с изображениями разноцветных человеческих фигур и воздушных шаров, развешанные поверх лесов, придают улице праздничный вид.
Напомним, что решение об открытии Ледры было принято в марте текущего года в ходе переговоров между новым президентом греческой Республики Кипр Деметрисом Христофиасом и главой непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра Мехметом Али Талатом. Освобождение улицы от баррикад приурочено к возобновлению переговоров об объединении острова.
Стоит отметить, что продолжение диалога между греческой и турецкой сторонами стало возможным благодаря политике, проводимой Христофиасом, который еще до выборов пообещал объединить разрозненные части острова. На переговорах между сторонами настаивало все мировое сообщество, но главным сторонником восстановления целостности Кипра является Вашингтон. Дело в том, что трения между Турцией и Грецией (обе страны - члены НАТО) серьезно ослабляют позиции США в Средиземноморье. К тому же Вашингтон давно добивается вхождения Турции в Евросоюз, ведь в стратегическом плане эта страна более важный союзник Штатов, чем Греция, поэтому Белый дом заинтересован в урегулировании проблемы целостности Кипра на ее условиях.
Если после открытия "Зеленой линии" остров все же станет единым государством, то преимущества, которые получит от этого шага Турция, будут намного более существенными, чем дивиденды, которые достанутся грекам. Так, турецкий Кипр автоматически будет признан частью Евросоюза, что позволит его представителям пройти в Европарламент. Кроме того, депутаты с северной части острова станут активными лоббистами Анкары.
Греки же в случае объединения выйдут из блокадного положения, но это обстоятельство станет для них фактически единственным положительным моментом. Более существенно то, что, откликаясь на призыв международного сообщества, жители южной части Кипра утратят столь серьезный рычаг воздействия на Турцию, как обвинение в оккупации и блокаде.