Мусульманам разрешили пропустить по маленькой

Читать в полной версии →
Шейх Кардави снял запрет на употребление напитков, содержащих малую долю спирта, являющегося продуктом естественного брожения. Дискуссия по поводу этого послабления всколыхнула исламское сообщество




Мусульманское сообщество снова заволновалось. На сей раз поводом для беспокойства стало не покушение на устои ислама со стороны либеральной западной общественности, а "внутренняя угроза". Один из наиболее авторитетных мусульманских религиозных деятелей, шейх Юсуф Кардави, в своей фетве (религиозном указе) разрешил употребление напитков, содержащих малые доли алкоголя. В катарской газете "Аль-Шарк" было опубликовано следующее высказывание Кардави: "Нет запрета в употреблении напитков, содержащих малую долю спирта, образовавшегося естественным образом путем брожения". В ходе развернувшейся дискуссии оппоненты шейха заявили, что эта фетва создает путаницу в умах простых людей. Ведь согласно исламским установлениям, употребление алкоголя даже в минимальных дозах непозволительно для правоверного мусульманина.

Сам же виновник переполоха не находит проблемы в употреблении таких напитков и не видит повода для жарких словесных баталий. "Наличие спирта, доля которого пять тысячных, не делает напиток запретным, потому что это содержание ничтожно низкое, тем более если он образовался путем естественного брожения, а не искусственным образом", - поясняет Кардави. В первую очередь, данная фетва касается вопроса о дозволенности употребления энергетических напитков, получивших широкое распространение в последнее время. По мнению шейха, "критика - это результат непонимания фетвы".

По словам главного редактора газеты "Аль-Шарк" Абделя Латыфа Алу Махмуда, это послабление "откроет двери тем, у кого возникнет мысль об употреблении напитков, содержащих незначительные доли спирта, под предлогом того, что размер доли не установлен ни в Коране, ни в сунне. Если ученый уровня Кардави разрешил их употребление, то почему бы нам не пить их". Проблема состоит в том, что даже если столь низкая доля не приводит к опьянению, то в результате естественного брожения она может увеличиться до 0,1% и даже больше. Именно в связи с этим редактор газеты "Аль-Шарк" выразил опасение по поводу того, что фетва может быть неверно истолкована как официальное разрешение на употребление мусульманами спиртных напитков.

Помимо вопроса о сути высказывания Кардави дискуссия затронула проблему "фетвотворчества как явления". Так, экс-декан факультета шариата и основ религии Катарского университета Абдель Хамид аль-Ансари заявил: "Ученые в области религии стали позволять себе выносить фетвы по всем вопросам, начиная с медицины и астрономии и кончая политикой, не проявляя уважения к специализации и государству, которое должно управляться посредством законов, а не фетв". С точки зрения аль-Ансари, "фетвотворчество приводит людей к умственной лености и позволяет им избежать ответственности". К тому же некоторые могут использовать высказывания шейхов в корыстных целях и тем самым подставлять их.

Почти одновременно с публикацией пресловутой фетвы в английском городе Олдхэм, расположенном недалеко от Манчестера, открылся мусульманский паб. Несмотря на небольшое послабление, озвученное Кардави, в заведении, получившем название Halal Inn ("Халяльный трактир"), любые алкогольные напитки запрещены. Владельцы паба строго руководствуются канонами ислама, в соответствии с которыми они обустроили здание заброшенной традиционной пивной. Здесь не найдешь верениц бутылок крепкого алкоголя и пивных кранов, а также игровых автоматов. Зато посетителей паба ждет огромный выбор безалкогольных напитков, чай и кофе, мишени для игры в дартс, столы для бильярда и карама (индийской настольной игры). По вечерам в трактире будут организовываться викторины на знание истории ислама. В дальнейшем владельцы заведения рассчитывают установить в нем телевизоры, чтобы все желающие могли наслаждаться футболом. К тому же, это привлечет в паб новых клиентов. Среди посетителей пока что преобладают мужчины, но запрета на появление женщин здесь нет. Двери открыты и для немусульман.

Владельцы заведения считают, что их бизнес-проект будет пользоваться широким спросом: "Мусульмане представляют собой огромную и важную потребительскую группу, и им нужны места для отдыха и общения, как и всем остальным. Но присутствие алкоголя в традиционных пабах закрывает двери этих заведений для правоверных мусульман". Предприниматели надеются использовать помещения закрывающихся пивных для своих нужд в местах расселения многочисленных исламских общин.

Инна СЕМИНА |
Выбор читателей