|
Лавров отмечает, что Косово представляет собой "вопиющий пример" того, насколько разнится внутренняя и внешняя политика Евросоюза. По словам министра, "нельзя исключать, что в условиях резкого снижения цены отделения государства Евросоюза начнут фрагментироваться раньше, чем он превратится в "Европу регионов". Связанные с сепаратизмом националистические выбросы будут тянуть Европу назад, в "традиционное прошлое". Проще говоря, косовский пример может вдохновить других сепаратистов в Европе, что в перспективе приведет к дроблению региона. Отметим, что в ЕС давно отмечается тенденция усиления "регионального уровня власти": регионы постепенно перетягивают экономические и даже политические полномочия у своих государств, выходят на общесоюзный уровень отношений. Так, они создают трансграничные "еврорегионы", а одним из важных институтов во властной системе ЕС является Комитет регионов.
"И в этом плане абсолютизация суверенитета Косова работает на внутриевропейские потрясения. Кто-то это понимает и ведет себя последовательно, отказываясь признать независимость Косова. Кто-то думает, что спасти страну от развала можно филиппиками в адрес собственных сепаратистов. К этому следует добавить возрастающую, в том числе вследствие во многом политизированного расширения и снижения уровня однородности ЕС, громоздкость процесса принятия решений в Брюсселе, а соответственно, и снижающуюся оперативность коллективного реагирования на развитие событий", - подчеркивает Лавров.
Напомним, что о намерении последовать примеру косовских албанцев сепаратисты в ряде регионов заговорили уже 17 февраля - в день самопровозглашения независимости сербского края. А таких регионов в Европе хватает: Страна Басков и Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании, Трансильвания в Румынии, провинции Каринтия и Штрия в Австрии, Ломбардия в Италии, Фарерские острова и Гренландия, принадлежащие Дании, Валлония и Фландрия, на которые грозит распасться Бельгия. Причем многие из вышеперечисленных кандидатов на независимость имеют гораздо больше теоретических прав на независимость, чем Косово.
А лидерам стран, под чутким руководством Вашингтона выступивших за создание нового государства на Балканах, остается лишь твердить, что косовский случай уникален и примером для других регионов быть не может, подобной риторикой пытаясь предотвратить раскол в собственных владениях.