|
Напомним, скандал начался с публикации в "Коммерсанте" от 7 апреля: собеседник издания в делегации одной из стран НАТО сообщил, что Путин на закрытой встрече Совета Россия - НАТО в Бухаресте 4 апреля предсказал Украине распад. Еще российский президент якобы намекнул, что в случае вступления Украины в НАТО Россия может аннексировать Крым и восток страны.
В Киеве разразилась истерика. Руководство БЮТ и НУ - НС не стеснялось в выражениях, а местные националисты даже пригрозили в ответ отобрать у России ее собственные земли. Российские верхи все опровергали. Да, Путин в разговоре с Бушем касался этой темы, но тональность высказываний президента РФ "значительно отличалась от того, о чем сообщила газета "КоммерсантЪ"", заявил Сергей Лавров. По его словам, все, кто участвовал в Совете Россия - НАТО в Бухаресте, а затем пытался доносить до Украины свою интерпретацию того, что говорил российский президент, "делал это с негодными целями": в действительности же Путин "не говорил ничего, что посягало бы на суверенитет Украины". (Кстати, сам Лавров примерно в то же время публично обещал приложить все силы для того, чтобы не допустить вступления Украины и Грузии в НАТО и связанного с этим "резкого ухудшения наших отношений и с Альянсом, и с ведущими его членами, и с нашими соседями").
В середине апреля конфликт обсуждался на уровне глав МИД двух стран. Владимир Огрызко выразил коллеге Лаврову свою "обеспокоенность" и заверил, что цель Украины – "иметь с Россией добрососедские дружеские отношения". "Между Россией и Украиной не могут существовать проблемы, мешающие этим отношениям", – отметил министр. Российская сторона озвучила в ответ позицию руководства страны: "Появление на наших границах мощного военного блока будет воспринято Россией как прямая угроза ее безопасности, и заявления о том, что этот процесс не направлен против России, удовлетворить нас не могут". Тем не менее, пообещал Лавров, Россия намерена продвигать внешнеполитический диалог с Украиной.
Позже Лаврову пришлось опровергать и утверждения о том, что на заседании Совета Россия - НАТО Москва якобы поставила ультиматум Альянсу, требуя не включать в его состав Украину и Грузию. Никаких угроз не было, был доверительный разговор, воспринятый многими западными партнерами как "откровение" – в результате чего Украину с Грузией и "прокатили", оправдывался министр.
Вероятно, все эти доводы украинскую сторону не убедили: "вилки нашлись, а осадок остался". По мнению экс-президента Украины Леонида Кравчука, своими заявлениями россияне "склоняют к НАТО даже тех, у кого были сомнения", "ведь люди убеждаются, с кем мы имеем дело! Можем ли мы надеяться на дружеские отношения с теми, кто намеревается нацелить на нас ракеты? Поэтому я говорю и буду говорить, что надеяться на дружеские отношения со страной, имеющей к нам территориальные претензии и часто выражающей их через Думу или иными путями, нельзя".
Однако жалобы международным арбитрам на "длинные руки и языки" Москвы вряд ли помогут Украине получить заветный План действий по членству в НАТО (при том, что отношения с Россией осложнят еще больше). Без политической стабильности Украина по этому пути не продвинется и ПДЧ не получит, заявил вчера первый секретарь политического отдела Посольства США Роберт Скотт. По его словам, ПДЧ – это, "в первую очередь, оценка того, что происходит в государстве, извне: правительству предлагается показать результаты его работы". Если же демократическая коалиция распадется, а власть окажется неспособной выполнить свои обещания – "на декабрьском совете НАТО скептицизм в отношении Украины может увеличиться".
Судя по тому, что происходит внутри украинской правящей коалиции, неблагоприятный прогноз Скотта может оказаться провидческим. В случае создания в Раде временной комиссии по наработке изменений в Конституцию "Наша Украина" будет ставить вопрос о роспуске коалиции, заявил в понедельник глава краевой организации "Народного руха Украины", член фракции НУ - НС Иван Стойко. По его словам, "в коалиции пошла не холодная война, а горячая. Пошли уже на уничтожение, это видно по заявлениям и взаимным обвинениям, по попыткам внести изменения в конституцию и отменить или нивелировать институт президентства". НУ - НС обещает терпеть выходки Тимошенко насколько это возможно, "но создание временной комиссии по внесению изменений в Конституцию станет последней каплей – ведь для чего создавать эту комиссию? Для государственного переворота и изменения политического порядка". Лидер фракции НУ - НС Вячеслав Кириленко также категорически против создания этой комиссии: накануне он назвал соответствующие инициативы БЮТ "угрозой суверенитету страны".
Между тем ближайший помощник Тимошенко, первый вице-премьер-министр Александр Турчинов заявил вчера о том, что парламентская временная спецкомиссия – единственный легитимный инструмент для изменений конституции. БЮТ намерен активизировать работу по созданию такой комиссии, чтобы "не допустить противозаконных внесений изменений в конституцию" (под главным орудием противозаконности подразумевается Национальный конституционный совет, созданный по инициативе Ющенко). "Наши партнеры по коалиции попросили нас притормозить этот процесс, и мы на это согласились. А после майских праздников эта работа пойдет полным ходом", – заверил Турчинов.
Следовательно, кризиса внутри коалиции следует ожидать в начале мая. Учитывая, что следующий этап коалициады может развиваться по непредсказуемому сценарию (если только в Партии регионов не найдутся мазохисты, готовые взять на себя вину за шалости Тимошенко), ни о какой политической стабильности к декабрю можно и не мечтать. Это означает, что ПДЧ Украина не получит, в НАТО ее не примут, а отношения с Россией при этом будут безнадежно испорчены. Все, что остается при таких раскладах Киеву, – "пенять на зеркало". Чем там, собственно, и занимаются – правда, пока не особо результативно.