Партии раздуются или умрут

Читать в полной версии →
Оппозиция заговорила о намерении "Единой России" ужесточить требования к политическим партиям. Не все смогут подтвердить наличие необходимого количества сторонников или свою электоральную активность




Тенденция укрупнения российских партий и сокращения их численности, очевидно, сохранится и при новом президенте России. Кремль явственно и неоднократно давал это понять. Теперь политическая оппозиция заговорила о намерении "Единой России" инициировать увеличение минимальной численности партий с 50 тысяч до 100 тысяч членов. В самой "партии власти" ужесточение требований к политическим организациям пока отрицают.

Свои подозрения в адрес единороссов озвучили представители КПРФ, ссылаются они при этом на кулуарные думские беседы с представителями ЕР. Но ожидания коммунистов не кажутся такими уж несбыточными коллегам по оппозиции. Возможно, секвестирование партийного пространства начнется после инаугурации избранного президента в мае 2008 года. И без завышения порога минимальной численности не все 15 действующих партий смогут подтвердить наличие необходимого количества сторонников или свою электоральную активность.

Не так давно Дмитрий Медведев поддержал идею о том, что для современной России оптимальным является наличие трех - пяти партий, и они должны охватывать широкий спектр идеологических предпочтений населения. Идеальной структурой в этом смысле является "Единая Россия", которая все политические дискуссии намерена проводить в рамках работы специальных клубов и не допускает мысли о формировании каких-либо платформ или фракций внутри партии. При этом классическому определению партии отвечает только Коммунистическая, все остальные, включая "партию власти", с большой долей уверенности могут быть классифицированы как общественные объединения. Это именно то, чего добивается власть.

Повышение показателя минимальной численности с 10 тысяч до 50 тысяч членов и порога прохождения партии в Госдуму с 5% до 7% стали только первыми шагами в деле перекраивания политического пространства в России. Кстати, стоит напомнить, что при обсуждении этих мер в 2002 и 2005 гг. уже назывались большие цифры. Предлагали разом увеличить запрос на минимальную численность на порядок - до 100 тысяч членов партии, а избирательный барьер поднять до 12%. Сторонники ужесточения партийного законодательства считают, что такие меры могут способствовать развитию политической культуры россиян и чувства ответственности самих партий. Но при продолжающемся сокращении численности населения и усиливающемся давлении на политические организации со стороны государства, эти надежды кажутся, мягко говоря, наивными.

В последнее время активизировались разговоры о возможном слиянии тех или иных партий. Альянсы предполагаются самые немыслимые, чаще всего беспокоятся о судьбе "Справедливой России" и прочат ей объединение то с "Единой Россией", то с КПРФ. Лидер "эсеров" Сергей Миронов отрицает любые переговоры, но в свете озвученных коммунистами подозрений разговоры о слиянии уже не кажутся неправдоподобными. В конце концов, подавляющее большинство российских партий не придерживается строгой идеологии и не имеет четких программ, что оставляет широкое поле для диалогов и разнообразного сотрудничества между ними. А их численные показатели таковы, что даже некоторым фаворитам списка - КПРФ, ЛДПР, Аграрной партии может потребоваться "вливание" новых членов, чтобы преодолеть планку регистрации, если ее все же поднимут.

Но не надо думать, что чиновники, в огромном количестве вступающие в "Единую Россию", стремятся к формированию однопартийной системы. Оба президента России обеспокоены отсутствием конкуренции на политической арене и живо интересуются судьбой оппозиции в стране. Они считают, что изменения партийного законодательства сделали саму партийную систему в стране реальнее, а партии - понятнее. Но Владимир Путин и Дмитрий Медведев также понимают, что без здорового соперничества правящей партии грозит застой, а в будущем - крах. Тому в мировой истории немало примеров. Особо рьяные единороссы предлагают принять специальный закон, гарантирующий права оппозиции в России. Сама оппозиция не рада такой заботе, предпочитая ей соблюдение законности в сфере обеспечения той самой политической конкуренции, выборов и прав человека.

Вполне вероятно, что планы "Единой России" по увеличению порога минимальной численности для регистрации партии - плод воображения теряющей политический вес Компартии. Для беспокойства о собственном будущем у коммунистов есть все основания. Но, если этим планам суждено сбыться, вместо внятного политического поля Кремль рискует получить марионеточные партии на государственных дотациях и абсолютно маргинализированную и неуправляемую оппозицию.

Оксана КОВАЛЕВА |
Выбор читателей