|
Впрочем, наблюдатели сходятся во мнении, что данный документ ничего принципиально нового для Сербии в себе не несет. Совет министров ЕС, одобрив подписание, вместе с тем выдвинул условия, которые представляются невыполнимыми в ближайшем будущем.
От Белграда требуют выполнения всех требований Гаагского трибунала, в частности, выдачи героев балканской войны, остающихся в настоящее время на свободе. Между тем сербские власти сдавать Младича и Караджича не спешат, хотя на словах обещают полное содействие Гааге.
Второе условие Евросоюза предполагает, что фактическое вступление Соглашения в силу будет возможно только когда Сербия урегулирует территориальные споры с Приштиной. То есть признает независимость сербского края Косово, власти которого в одностороннем порядке провозгласили себя суверенным государством.
А признавать Косово в настоящее время отказываются все без исключения политические силы Сербии, включая прозападный блок президента Тадича. Что уж говорить о радикальных сторонниках проигравшего на президентских выборах Томислава Николича и союзниках премьер-министра Воислава Коштуницы. В последнее время, кстати, наметилась тенденция на сближение националистов и сторонников сербского премьера. В случае, если они объединятся, у западников Тадича останется немного шансов победить на досрочных парламентских выборах 11 мая.
По мнению экспертов, Евросоюз, подписывая Соглашение с Сербией, придерживался лишь одной цели, - добавить популярности Тадичу, показав сербам, что президент ведет их в светлое европейское будущее. Политологи указывают также, что заключение договора говорит о нежелании Тадича добиться единения с другими политическими силами в парламенте.
Коштуница уже объявил подписание Соглашения "антигосударственным" и "антиконституционным" и пообещал, что новый парламент и новое правительство Сербии его аннулируют. "Никогда и никому мы не позволим от имени Сербии подписаться под независимостью Косова, и поэтому сегодняшняя подпись не значит абсолютно ничего", - заявил вчера Коштуница. Заключением этого договора "Тадич позорит не Сербию, а исключительно самого себя", подчеркнул премьер.
Он добавил, что стратегия приближения к Евросоюзу будет принята им только в том случае, если Брюссель признает Сербию целостным государством с краем Косово в составе.
Между тем представители Сербской радикальной партии (СРП), возглавляемой Николичем, уже пообещали начать процедуру импичмента Тадича. Радикалы в настоящее время составляют большинство в парламенте.
Белградский политолог Александр Лукач, комментируя вчерашнее подписание, отметил, что главная его опасность выражается в поляризации взглядов не только в политической среде в Сербии, но и во всем обществе. "Последствия могут быть непредсказуемыми – премьер Коштуница уже объявил, что заблокирует применение договора с ЕС в действующих парламенте и правительстве, в чем его поддерживают представители СРП, готовые идти еще дальше, начав процедуру отстранения от должности нынешнего президента Бориса Тадича. Сторонники Тадича, в свою очередь, апеллируя к прозападно настроенной части электората, могут начать "контрнаступление" – вывести своих сторонников на улицы. Очевидно, что ни о какой стабильности в ближайшее время речи быть не может. Не исключено, что уже до конца года нам предстоят новые выборы", - заключил Лукач.
Старший аналитик белградского консалтингового агентства "Спутник" Саша Савичевич также дает неутешительный прогноз: "Очевидно, что подписание Соглашения об ассоциации и стабилизации с ЕС стало для Сербии миной, которая взорвала наметившееся было единство всех политических сил. Теперь политические элиты разобщены, нас ждет новая волна войн между партиями, а заниматься вопросами государственного строительства, восстановлением экономики и территориальной целостности политикам будет недосуг".