Украина глазами богомазов

Читать в полной версии →
Выставка украинского искусства открылась в залах Музея личных коллекций ГМИИ. С точки зрения академического искусства иконы, созданные деревенскими мастерами, выглядят несколько странно




В то время как российские и украинские политики мучительно безуспешно делят черноморское пространство, культурные отношения между странами продолжают стремительно развиваться. Причем на самом высшем уровне. Оказалось, что страстных поклонников и подлинных ценителей национального достояния можно обнаружить на самой вершине украинской власти. Выставка "На алтаре времени", открывшаяся в залах Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, представляет блестящее собрание украинских народных икон и деревянной скульптуры XVIII – XIX вв., принадлежащее президенту Украины Виктору Андреевичу Ющенко.

Украинская икона - один из самых удивительных и интереснейших жанров народного творчества. В отличие от русских художников, традиционно строго следовавших греческому канону, их западные соседи в значительной мере испытали на себе влияние польского католического искусства. Деревенские богомазы, писавшие образы для соседских изб, давали волю своей фантазии, широко используя яркие краски, цветочный орнамент, синий, оранжевый, зеленый, черный или коричневый фон. Разумеется, с точки зрения академического искусства народные образы выглядят несколько странно - статичные фигуры, лишенные объема свидетельствуют о том, что создатели народных икон едва ли посещали рисовальные классы. Однако эти произведения, одновременно воплотившие божественное и земное начала, обладают удивительной выразительностью. Большинство художников работали с традиционными материалами - писали масляными красками на досках и холстах. Но в экспозицию выставки вошли и уникальные работы - гуцульский образ св. Георгия Победоносца, например, написан на стекле.

"В Украинской фольклорной иконе отсутствует канон как обязательная композиционная схема. Сохраняются, однако, некоторые важнейшие элементы христианской иконографии: нимбы над головами святых, одеяния, по которым можно узнать изображен ли апостол, святитель или мученик. Присутствуют определяющие персонаж атрибуты: колесо возле св. Екатерины и ветви в ее руках, как символ рая; такие же ветви художник дает и св. Варваре. Изображаются пчелы, летающие вокруг преподобного Зосимы. Эти признаки, эти намеки были вполне достаточны для деревенского художника и его зрителя", - подчеркивают кураторы выставки.

Важную часть экспозиции составляет деревянная скульптура, предназначавшаяся для украинских церквей. Местные резчики также редко придерживались установленных канонов, поэтому Христос на распятиях порой подозрительно напоминает простого украинского мужика, а фигуру всенародного любимца - св. Николая - каждый уважающий себя мастер трактовал по-своему. Во второй половине XIX в. на территории Украины сложилась целая школа деревянной скульптуры, которая прекратила свое существование лишь с приходом в эти места советской власти в 20 - 30-е гг. прошлого века.

В те времена Украина была разделена на множество областей, каждая из которых свято хранила собственные художественные традиции. Сегодня неспециалисту конечно нелегко отличить работу черниговских мастеров от творчества умельцев Восточного Подолья, а красочные гуцульские иконы от образов, пришедших с Черкасщины. В настоящий момент все они называются просто украинским искусством и тот факт, что коллекционированием народного достояния занимается лично президент страны, значительно повышает его шансы на выживание. Впрочем, известно, что Виктор Ющенко интересуется не только церковным искусством, но с удовольствием приобретает сундучки, рушники и прочую национальную утварь, которую, может быть, тоже когда-нибудь покажут в Москве. Когда поделят Черное море.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей