Элегантная зачистка "силовиков"

Читать в полной версии →
Говорить о возможной эффективности новой конфигурации власти пока рано хотя бы потому, что сегодня все еще не определена роль, которую будет играть в ней Кремль


ФОТО: AP



Структурные и кадровые изменения правительства, а также перестановки в силовом блоке, произведенные Дмитрием Медведевым, стали поводом для многочисленных комментариев, поражающих своим разнообразием. Одни говорят о создании "дееспособной команды", другие – о попытке "сохранить существующую систему сдержек и противовесов", третьи уверены, что Владимир Путин окружил себя "людьми, с которыми успешно работал в последние годы и которые, по его мнению, дадут ему возможность сосредоточить полноту власти в своих руках".

Что касается прогнозов, тут тоже наблюдаются существенные разногласия. Есть мнение, что поскольку состав Кабинета министров изменился всего на 20%, то и политика не претерпит существенных изменений. Одновременно появились высказывания, прогнозирующие чуть ли не либеральную революцию или новое обострение борьбы кланов уже летом или, в крайнем случае, осенью этого года. Все эти разночтения позволяют говорить о том, что первые решения президента Медведева и премьера Путина скорее породили вопросы, нежели внесли определенность общий политический расклад.

Единственное, что бросается в глаза, – это переформатирование, чтобы не сказать "ослабление", группы "силовиков". В первую очередь речь идет о серии перестановок и отставок, коснувшихся глав силовых ведомств и министров, в той или иной мере связанных с кланом "силовиков". Так, глава ФСБ Николай Патрушев назначен секретарем Совета безопасности, органа с размытым статусом и неопределенными полномочиями. Его главный оппонент Виктор Черкесов, занимавший пост главы Госнаркоконтроля, переведен на должность руководителя Федерального агентства по поставкам вооружений. Лишились своих постов министр юстиции Владимир Устинов, глава Минсвязи Михаил Рейман и министр культуры Александр Соколов, считавшиеся креатурой "силовиков".

Достаточно неоднозначным выглядит и переход в правительство Игоря Сечина, который теперь будет в ранге вице-премьера курировать всю промышленность, за исключением оборонной. Многие эксперты расценили это назначение как понижение, поскольку на посту заместителем главы АП Сечин курировал ТЭК и обладал огромным политическим влиянием, а на новом месте ему придется заниматься промышленной политикой и проводить в жизнь решения вышестоящего начальства. К тому же, пока не понятно, как будет выглядеть стратегия этой политики и насколько органично впишется в нее новый вице-премьер. Одно дело, если будет продолжена практика усиления госкорпораций, и совсем другое, если Путин действительно затеет новую "либеральную революцию". В пользу второго сценария косвенным образом свидетельствуют структурные изменения в правительстве.

Прежде всего, это диспропорция в распределении обязанностей между двумя первыми вице-премьерами: Игорь Шувалов получил в свое ведение весь социально-экономический блок, а бывший глава правительства Виктор Зубков – сельское хозяйство. Шувалов, который и в АП курировал работу правительства и участвовал в подготовке решений, касающихся социально-экономической политики, будет на новом месте контролировать и согласовывать деятельность ведущих министерств – от МЭРТ до Минрегионразвития, а бывший премьер – только работу Министерства сельского хозяйства. Первый будет заниматься стратегией, а второй – разруливать проблемы, связанные с повышением цен на продукты питания, злоупотреблениями в области рыболовства и лесного хозяйства. Комментируя разрыв между высоким статусом первого вице-премьера Зубкова и ограниченностью его реальных полномочий, эксперты объясняют этот парадокс "высокой социальной значимостью задач", которые тому предстоит решать.

Трое из пятерых вице-премьеров – Александр Жуков, Сергей Иванов и Алексей Кудрин – сохранили основной набор полномочий. Правда, Иванов, бывший первым вице-премьером, оказался понижен в статусе, а Жуков вместо вопросов макроэкономики будет заниматься нацпроектам и всеми вопросами образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилья, культуры и искусства, а также проблемами физкультуры и спорта, включая подготовку к проведению Олимпийских игр в Сочи. Четвертый вице-премьер Игорь Сечин, как уже говорилось, получил в свое ведение промышленную политику.

Еще одним заместителем главы правительства стал Сергей Собянин, назначенный руководителем аппарата правительства вместо возглавившего АП Сергея Нарышкина. По мнению наблюдателей, эта рокировка отразила стремление Путина сбалансировать отношения между Кремлем и Белым домом. Речь идет о том, что оба аппаратчика имеют репутацию эффективных и неконфликтных менеджеров, способных наладить взаимодействие между двумя центрами принятия решений.

Среди других структурных изменений стоит упомянуть разделение Минпромэнерго на Министерство энергетики, которое возглавил бывший глава "Атомстройэкспорта" Сергей Шматко, и Министерство промышленности и торговли, в которое были переданы из МЭРТ вопросы торговли. Главой этого министерства остался Виктор Христенко. Было образовано новое Министерство по делам спорта, молодежи и туризма, руководителем которого стал президент Российского футбольного союза Виталий Мутко.

Что касается кадровых перестановок, то несколько экзотичным выглядит перемещение на пост министра культуры бывшего посла России во Франции Александра Авдеева. В то же время две другие рокировки несут определенную политическую нагрузку. Речь идет о назначении Игоря Щеголева, ранее занимавшего должность руководителя протокола президента России, министром связи и массовых коммуникаций, и о переводе в Москву на пост главы Минюста бывшего полпреда президента в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова. Некоторые наблюдатели объясняют быстрый карьерный рост Коновалова (до февраля 2005 г. он работал заместителем прокурора Санкт-Петербурга) его близостью к Дмитрию Медведеву, другие – его квалификацией, деловыми способностями и неподкупностью.

Подводя итог, нужно отметить интригующий характер некоторых решений, касающихся, в частности, вывода на вторые роли представителей "силового" клана. В то же время, говорить о возможной эффективности новой – пускай и менее консервативной – конфигурации власти пока рано, хотя бы потому, что сегодня все еще не определена роль, которую будет играть в ней Кремль.

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей