ФОТО: AP |
Обстановка в ближневосточном регионе, который десятилетиями является зоной преимущественных интересов США, складывается очень непросто. Инициативы Вашингтона, направленные на достижение стабильности, терпят крах. И американский президент в очередной раз декларирует готовность приложить все возможные усилия для того, чтобы выйти из замкнутого круга.
Вопрос в том, насколько результативными окажутся эти усилия. Многие международные эксперты сходятся во мнении, что начавшийся вояж Буша никак не скажется на обстановке на Ближнем Востоке. Мало того, что ни президенту США, ни кому-либо другому до сих пор не удалось даже приблизиться к решению клубка региональных проблем, так еще и время самого визита выбрано самое что ни на есть неудачное.
Формальный повод визита Буша в Израиль – 60-летний юбилей еврейского государства. Однако у представителей политической элиты страны настроение совсем не праздничное. Глава правительства Эхуд Ольмерт обвиняется во взяточничестве. Его противники утверждают, что премьер незаконно получал деньги от неких американских предпринимателей. Если вину Ольмерта удастся доказать, в стране начнется новая предвыборная кампания, и начатый в Аннаполисе при посредничестве США арабо-израильский диалог, и без того пока не принесший никаких ощутимых перемен, может надолго оказаться парализованным. К тому же невозможно предсказать, какую позицию по отношению к палестинцам займет лидер, пришедший на смену нынешнему.
Кроме того, Белый дом очень обеспокоен возрастающей активностью антиизраильских исламских радикалов, действующих в Газе и Ливане. В день приезда Буша в Израиль боевики ХАМАС подвергли мощному артиллерийскому обстрелу один из городов на севере страны. Махмуд Аббас, на которого делают ставку в Вашингтоне и Тель-Авиве, контролирует только один из двух палестинских анклавов – Западный берег Иордана; Сектор Газа находится в безраздельной власти религиозных радикалов, с которыми ни США, ни Израиль за стол переговоров садиться не хотят.
В соседнем Ливане "Хезболла", на время взяв под контроль основную часть Бейрута, вынудила правительство пойти на уступки. Произошедшее со всей убедительностью продемонстрировало, кто в стране настоящий лидер.
Однако Буш делает вид, что не замечает препятствий, и настаивает на продолжении переговорного процесса. В интервью, данном накануне начала турне израильскому изданию "Jerusalem Post", он выразил уверенность в том, что переговоры с Аббасом "рано или поздно дадут результат", а находящегося на грани отставки премьера Ольмерта назвал "честным парнем".
Ожидается, что особое внимание американский лидер уделит иракской проблематике. И в этом смысле большую важность будут иметь переговоры с саудовским королем Абдаллой и с президентом Египта Хосни Мубараком. Помимо экономической помощи, Багдад испытывает острую потребность в политической поддержке со стороны арабских держав. Не секрет, что к нынешней багдадской администрации власти многих мусульманских стран относятся как к марионеточному режиму, управляемому из Вашингтона. По всей видимости, Буш предложит Эр-Рияду и Каиру поторопиться с укреплением отношений с Ираком, так как соседний Тегеран, оспаривающий у них лидерство в исламском мире, демонстрирует на иракском направлении немалую активность.
В целом же переговоры с лидерами арабских государств не обещают быть для Буша простыми. Авторитет США в исламском мире серьезно подорван. Действия Вашингтона в Ираке крайне негативно сказались на отношениях с Саудовской Аравией – некогда одним из ближайших восточных союзников американцев. И это обстоятельство едва ли позволит главе Белого дома сдвинуть с мертвой точки решение еще одной болезненной для Вашингтона проблемы – небывало высоких нефтяных цен. Взлет цен на горючее не в последнюю очередь связан с сокращением добычи нефти странами-участницами ОПЕК, а Саудовская Аравия – один из ключевых членов картеля.
Положение, в котором сегодня оказались США на Ближнем Востоке, во многом связано с реализацией плана "Большого Ближнего Востока", разработанного в администрации Буша. Он предусматривал подавление антиамериканских сил и поддержку тех стран, которые готовы ориентироваться на Вашингтон. Однако одержимость, с которой Белый дом приступил к его реализации, сыграла с Бушем злую шутку. Многие наработки прежних американских лидеров оказались бездарно утрачены. Ни по одной из ближневосточных проблем, за решение которых взялся Буш, серьезных продвижений нет. Несмотря на все усилия Вашингтона, Израиль не стал более безопасным государством. Свергнув режим Хусейна, американцы и их союзники обрекли Ирак на существование в условиях хаоса. Режим Талабани действительно держится только за счет оккупационных войск, причем в стране набирают влияние силы, еще менее приемлемые для Запада, чем ныне покойный диктатор. В отличие от Ирака, фундаменталистский Иран действительно разрабатывает ядерную программу, но, потратив колоссальные средства и понеся большие потери в Ираке, Вашингтон едва ли осилит новую войну.
Буш не хотел бы завершать свой последний президентский срок на столь минорной ноте, поэтому в оставшиеся восемь с половиной месяцев намеревается развить колоссальную дипломатическую активность на ближневосточном направлении. Однако громкие заявления и рукопожатия перед камерами едва ли смогут что-то изменить. Региональные лидеры осознают это и все внимательнее присматриваются к участникам проходящей в США предвыборной кампании.