Небесные создания

Читать в полной версии →
С 14 по 18 мая в Государственной Третьяковской галерее пройдет организованная аукционным домом Christie's выставка, где публика сможет оценить работы прерафаэлитов




С 14 по 18 мая в Государственной Третьяковской галерее пройдет организованная аукционным домом Christie's выставка, где публика сможет оценить работы прерафаэлитов.

Само название "прерафаэлиты" обозначает духовное родство живописцев с художниками эпохи раннего Возрождения (до Рафаэля и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини). Братство прерафаэлитов просуществовало совсем недолго – несколько лет (1848 - 1853 гг.), но след, оставленный им в мировой живописи, оказался достаточно глубок: без вклада прерафаэлитов в изобразительное искусство вряд ли расцвел бы хрупкий цветок модерна. Они подготовили почву для увядающего изящества art nouveau, после которого искусство изменилось совсем уж бесповоротно. Прерафаэлиты стали предпоследней станцией перед прибытием в мир конструктивистской эстетики.

Всего четыре весенних дня можно будет полюбоваться на картины, предназначенные для аукционных торгов. В экспозиции можно увидеть работу одного из основателей братства прерафаэлитов Джона Эверетта Милле "Приглашение на свадьбу". А центральным экспонатом выставки станет знаменитое полотно Джона Уильяма Уотерхауса "Святая Цецилия". Этот шедевр из собрания Эндрю Ллойда Веббера не предназначен для продажи, картина включена в состав экспозиции в качестве подарка российским любителям искусства.

С полотен прерафаэлитов веет свежим ветерком английских лугов, медовым запахом трав и крахмальностью традиций. Да-да, сейчас от их картин исходит ощущение именно традиционности, и сложно вообразить, что начинали они как бунтари. Братство прерафаэлитов отказалось от мертвых принципов академизма: художники рвались писать с натуры; в качестве моделей выступали друзья и родственники, жены и любовницы. Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты – отрешенный, спокойный, таинственный, но при этом очень эротизированный. Позже этот женский образ разовьют и как следует залакируют художники стиля модерн. Если говорить журнальным языком – прерафаэлиты придумали гламур. Их нимфы – небесные создания с неестественно огромными глазами и необычайно тонкими чертами лица. Они не созданы для плотской любви и, тем более, для работы. Ими надо любоваться как цветами и поклоняться им как божествам.

Сами создатели изысканных образов жили в атмосфере, соответствующей их представлениям о роскоши: в саду Данте Габриеля Россетти, например, водились павлины, кенгуру и вомбаты, а его жилище было забито антиквариатом и китайскими безделушками. Что и говорить, современным салонным художникам далеко до того декадентского изыска, которым упивались прерафаэлиты. Да и до уровня их мастерства тоже не близко. Так что не только любителям красоты, но и ее создателям стоит побросать дела и бежать в Третьяковку – туда, где красота в очередной раз спасает мир.

Помимо прерафаэлитов на выставке будут показаны работы русских живописцев – Исаака Левитана, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Владимира Баранова-Россине. Они также будут выставлены впоследствии на аукционы Christie's.

Ирина ДРАГУНСКАЯ |
Выбор читателей