|
Проблема кадров актуализовалась для "Единой России" после того, как партию согласился возглавить экс-президент Владимир Путин. Выступая на VIII съезде ЕР, он заострил внимание аудитории на присутствие "лишних людей", вступивших в ЕР из-за корыстных мотивов или под принуждением. Партийное руководство с показным энтузиазмом восприняло поставленную задачу и пообещало провести аудит кадров на предмет выявления "утративших связь с политической организацией". А также разработать критерии оценки претендентов на членство в партии Путина.
В ходе первичного обсуждения предполагалось, что желающих вступить в ряды "Единой России" впредь будут проверять не только на приверженность курсу правительства Путина, но и изучат их активность, авторитетность в своей социальной группе, проверят наличие неснятой судимости, двойного гражданства и предыдущего партийного опыта. Если кандидат на партбилет ЕР ранее членствовал в какой-либо иной партии, это может закрыть перед ним двери путинской организации. Идеологи "Единой России" считают подобные требования нормальными и обычными в мировой практике.
Вполне естественно для ЕР, что обсуждение столь важного вопроса не проходит без консультаций с Домом правительства и Кремлем. Принципы формирования управленческого состава "Единой России" уже становились предметом обсуждения на встречах руководства партии с ключевыми фигурами Администрации президента. Предположительно, результатом последней такой встречи стала подготовка чернового варианта документа, регламентирующего принципы назначения на партийные должности. Руководство ЕР не подтверждает пока наличие политических инструкций. Но, вероятно, именно этот проект будет обсуждаться на политсовете партии.
Аналитики считают, что подключение к внутрипартийной дискуссии "серого кардинала" Администрации президента Владислава Суркова может свидетельствовать об усилении влияния Дмитрия Медведева на "Единую Россию". Причем влияние это усиливается по доброй воле Владимира Путина, готового поделиться со своим преемником кадровым потенциалом курируемой партии.
К тому же изменение статуса и ориентации ЕР с пропремьерской партии на совместный проект для президента и премьера призван спасти политическую организацию от возможного раскола. И дело вовсе не в наличии внутри партии различных оценок курса, проводимого тандемом президента и премьера. В целом политическая элита монолитна. Речь идет о логичном продолжении разграничения сфер влияния и интересов между двумя ключевыми в российской политике фигурами после завершения кадровых перестановок последнего времени. "Единая Россия" как структура с официальным статусом "партии власти", естественно, тоже попадает в передел. Дмитрий Медведев может сформировать собственную "скамейку запасных" из некоторых высокопоставленных единороссов, в первую очередь, из членов Ассоциации юристов России, Общественный совет которой он возглавляет.
Правда, столь же вероятно, что проблемы во взаимоотношениях с новым президентом могут возникнуть у некоторых руководителей "Единой России". Дмитрий Медведев наверняка запомнил опрометчивое заявление председателя высшего совета ЕР Бориса Грызлова о том, что преемнику не предлагают вступить в партию. Последующие извиняющиеся уточнения господина Грызлова в расчет уже не берутся. Как говорится, осадок остался. Нет достаточных оснований подозревать, что неосторожность спикера Госдумы будет стоить ему должности или партбилета, но перспективы кадрового роста могут быть существенно ограничены.
Превращение "Единой России" в партию Путина - Медведева стратегически выгодно самой политической организации и новому президенту. Позиции обоих только укрепятся. Вот только, в отличие от своего предшественника на посту главы государства, Дмитрий Медведев рискует укрепить свои позиции не в качестве авторитетного лидера, а в качестве исполнителя командной воли.