|
Миротворческий контингент Североатлантического альянса размещен на косовской территории еще с 1999 г., когда там проводилась военная операция против Вооруженных сил бывшей республики Югославия. Присутствие KFOR в крае санкционировано резолюцией 1244 СБ ООН, а в качестве главной цели этой миротворческой миссии заявлено обеспечение безопасности.
Усиление контингента НАТО в Косове связано с вступлением в силу новой конституции самого молодого балканского государства. Албанские власти в Приштине планируют принять Основной закон 15 июня. Однако проживающие в крае сербы не признают как независимость бывшей сербской провинции, так и ее новую конституцию, поэтому руководство объединенных сил KFOR опасается беспорядков и актов агрессии.
Напомним, что косовский парламент 17 февраля нынешнего года в одностороннем порядке провозгласил независимость края от Сербии, учредил флаг и герб республики. Пока у Косова нет собственного гимна, проводится конкурс на его создание. Новый статус этого государства признали на данный момент уже 40 стран мира, к числу которых категорически не намерена присоединяться Россия.
В середине апреля текущего года глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров опубликовал статью о возможных последствиях провозглашения независимости Косова. По мнению министра, оно отзовется серьезными внутриевропейскими потрясениями и в целом чревато развалом Евросоюза, который, признав новый статус края, продемонстрировал резкий разрыв между собственной внутренней и внешней политикой.
По словам Лаврова, "абсолютизация суверенитета Косова работает на внутриевропейские потрясения". "Кто-то это понимает и ведет себя последовательно, отказываясь признать независимость Косова. Кто-то думает, что спасти страну от развала можно филиппиками в адрес собственных сепаратистов. К этому следует добавить возрастающую, в том числе вследствие во многом политизированного расширения и снижения уровня однородности ЕС, громоздкость процесса принятия решений в Брюсселе, а соответственно, и снижающуюся оперативность коллективного реагирования на развитие событий", - отметил глава МИД РФ.