Волшебная правда искусства 90-х

Читать в полной версии →
Осознать масштаб личности и значимость творчества Тимура Новикова в искусстве конца прошлого столетия современному человеку необычайно сложно. Ведь для этого мало просмотреть фильм "Два капитана-2" или прослушать пластинку с музыкой Курехина


ФОТО: art4.ru



Музей актуального искусства ART4 празднует свою первую годовщину. По этому случаю в его залах открылась ретроспективная выставка Тимура Новикова - легендарной фигуры петербургской художественной жизни перестроечной эпохи и крупнейшего мастера последней четверти XX столетия. Единственного не просто получившего широкую известность, но и оставившего после себя целую школу, представители которой сегодня завоевали передовые позиции отечественного арт-рынка.

Согласно изящному и совершенно справедливому изречению одного критика, "история жизненного пути Тимура Новикова - это драматический и трагический поиск волшебной правды искусства". Художник, переживший кардинальную смену исторических эпох, оказался в самой гуще новой художественной жизни. И только одно оставалось для Новикова неизменным - местечковая ненависть к Москве и москвичам и твердая уверенность в том, что любимый Питер - родина слонов и колыбель всех направлений искусства XX столетия.

Но именно эта вера позволила художнику масштабно позиционировать себя в стране, оказавшейся на самых задворках современного искусства и развернуть деятельность по организации молодых художников в стройные ряды и направления, заранее позаботиться о собственной посмертной славе и подправить биографию коллег.

Самое удивительное, что Тимур Новиков, вошедший в историю русского искусства как основатель Новой академии изящных искусств, начинал свою карьеру в лучших традициях конструктивизма, по признанию самого художника тому немало способствовал унылый ленинградский пейзаж, окружавший его с детства: набережная Невы и строгие линии городских проспектов сами собой подталкивали к геометрической абстракции.

Опять же, абстракцию по неписаным законам советской культуры рисовать было нельзя, а вот в конце 1980-х, когда все стало можно, этот стиль девальвировался с фантастической скоростью. Чуткий художник Тимур Новиков не мог не почувствовать ветер перемен, который к тому же принес в Россию толпу иностранцев, моментально разобравших на сувениры плоды советской идеологии. Оказалось, что раскрашенные фигуры гипсовых пионеров куда актуальнее черного квадрата.

Так и вышло, что Новиков открыл для себя классику не через мраморные метопы Парфенона и громаду Колизея, а исключительно благодаря искусству сталинского ампира. В 1989 году Тимуром Новиковым и санкт-петербургскими художниками была основана Новая академия изящных искусств, цель которой состояла в "сохранении классической эстетики в современной художественной практике". Работа Новой академии была посвящена изучению традиционных техник изобразительного искусства, теории и истории искусства, современных технологий в контексте сохранения традиционной эстетики. Диапазон новых академиков необычайно широк - от героических образов Георгия Гурьянова до слащавых ню Ольги Тобрелутс, но все эти произведения как нельзя лучше отвечали вкусам "новых коллекционеров".

Между тем основное творческое наследие ее основателя - уникальные текстильные коллажи - более близки митьковской и курехинской эстетике, нежели античным "истуканам". На выставке в музее ART4 представленные так называемые пейзажи-горизонты конца 1980-х - первой половины 1990-х годов: предельно простые полотна, где вся система координат задается одной линией, пространственные отношения - величиной фигуры на плоскости (чаще всего это военный корабль). Впрочем, отдельные текстильные коллажи напоминают лоскутные одеяла или, наоборот, цветастые павло-посадские платки.

Осознать масштаб личности и значимость творчества Тимура Новикова в искусстве конца прошлого столетия современному человеку необычайно сложно. Ведь для этого мало просмотреть фильм "Два капитана-2" или прослушать пластинку с музыкой Сергея Курехина. Некогда прогремевшая "Асса" и психоделичный "Господин оформитель", в создании которых Новиков принимал самое деятельное участие, теперь вызывают недоумение даже у непосредственных очевидцев той эпохи, давно позабывших дорогу в собственную юность. Что же касается так называемого широкого зрителя, для него Тимур Новиков, славившийся своими странностями еще при жизни, и по сей день остается тайной за семью печатями.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей