|
В плюсе зато куда более сильный и опытный тренер с репутацией редкого везунчика. С двумя выигранными в это четырехлетие Кубками УЕФА и победой в составе сборной над континентальным гигантом - Англией - пришло расставание с комплексами "вечных неудачников". Наконец, у целой группы футболистов этой сборной уже есть опыт участия в континентальных первенствах. Получили они его как раз четыре года назад, на предыдущем Евро.
Встречала четыре года назад Португалия, как и полагается стране южной, ярким летним солнцем, и, как полагается стране футбольной, атмосферой ожидания предстоящего праздника. Символика Евро-2004 на каждом шагу, национальные португальские флажки чуть ли не из каждого окна. А кое-где и из каждого. Был рядом со стадионом "Алваладе" многоэтажный дом (его в те дни любило показывать ТВ) с абсолютно каждого балкона которого свисало национальное двухцветное полотнище.
Как потом выяснится, пронести эмоциональный подъем через весь турнир оказалось не под силу даже такой темпераментной и футбольной нации, как португальцы. Уже выходу в финал они радовались не так бурно, как четвертьфинальной победе над Англией (вот когда Евро-2004 достиг своего эмоционального накала!), поражение же в решающем матче от греков вовсе не повергло потомков древних лузов в траур. Португалия, несмотря на общность языка, все-таки не Бразилия, и в понедельник наутро после финала ничто не говорило о том ударе, который получила страна, находясь в шаге от заведомого золота.
Скорее, на лицах лиссабонцев читалось облегчение от того, что этот праздник длиной в месяц наконец-то закончился и теперь можно спокойно приступить к своим повседневным делам. Все-таки такой масштабный турнир как первенство континента для небольшой страны на отшибе Европы - чересчур сильное эмоциональное потрясение. Может быть и хорошо, что два следующих первенства Европы УЕФА отдал сразу двум организаторам. Такую большую радость тоже надо уметь дозировать. Хотя бы деля ее пополам.
А в начале все, как водится, предвкушали первый удар по мячу, и к нашей сборной, осевшей на самом юге страны, относились как к достойному и опасному сопернику. Относились к нам так и после стартового поражения от испанцев. Португальцы ведь свой первый матч на турнире тоже проиграли - осечка в игре с Россией была для них смерти подобна. Но, спокойно обыграв россиян, Португалия о существовании нашей сборной похоже и забыла. Кто же знал, что мы окажемся единственными, кто обыграет будущих чемпионов?
В материалах португальских газет, по ходу турнира подводивших его промежуточные итоги, о дружине Георгия Ярцева говорилось как о перспективной и симпатичной команде, но куда больше газетного пространства местная пресса отводила под фото наших болельщиц. Вот уж кто очаровал Португалию! Все дни пребывания наших на чемпионате Европы не обходилось ни дня, чтобы Jogo, Record или Bola не помещали разворот с фотографиями болельщиц российской сборной.
Для журналистов же, пишущих о россиянах, чемпионат, по сути, закончился уже через неделю после его начала. Мы вылетели первыми на том турнире. Лично для автора этих строк сборная России на том первенстве запомнилась не игрой, а скандалом с отчислением Александра Мостового и тщетным многочасовым ожиданием его у ворот базы сборной. До сих пор убежден, что чересчур восприимчивый Георгий Ярцев напрасно принял так близко к сердцу слова Мостового, сказанные им испанским газетчикам.
Впрочем, даже этот инцидент не испортил общего благоприятного впечатления от пребывания нашей сборной на базе в Виламоуре. Каждое Yтро в неигровые дни у дверей сборной проходило общение журналистов и болельщиков с игроками, вездесущий пресс-атташе Александр Чернов успевал, кажется, повсюду, а в размещенном в одном из отелей "Русском доме" постоянно организовывались коллективные просмотры матчей Евро для наших туристов. В баре же клуба, где разместилась российская сборная, неизменно коротали время за пивом и просмотром матчей англичане. Их в окрестных бунгало было видимо-невидимо.
Английские болельщики вообще стали одним из наиболее заметных явлений того первенства. Британцы давно облюбовали всегда союзную им Португалию как место своего летнего отдыха, на этот же раз многие решили совместить пляжи и гольф-площадки Альбуфейры с просмотром чемпионата Европы. И была их тьма, и были они повсюду. На самом ярком матче чемпионата, четвертьфинале Англия - Португалия, подданные Ее Величества по численности на трибунах, кажется, превзошли даже хозяев. Но даже после обидного поражения британцы ничем не подкрепили свою репутацию отъявленных хулиганов. Впрочем, и недавний визит фанов МЮ и "Челси" в российскую столицу доказал, что рассказы о футбольных бесчинствах англичан не более чем миф.
Британских фанов, а на это первенство не пробилась ни одна англоязычная сборная, этому чемпионату, конечно, будет не хватать. Но если бы на Евро-2008 пробились англичане, там не было бы нас. По-крайней мере, так распорядилась логика развития событий в нашей отборочной группе.
Впрочем, без эксцессов с участием англичан то первенство не обошлось. Один из британских болельщиков на родину из Португалии так и не вернулся. Украинский гастарбайтер, пойманный за руку при попытке кражи бумажника, не нашел ничего лучшего, как пырнуть англичанина ножом. Двадцативосьмилетний мужчина от полученного ранения скончался. До самого конца чемпионата на центральной площади Лиссабона Россио горели свечи, туда несли цветы. Это был такой пятачок скорби среди моря праздника. Дай бог, чтобы нынешний чемпионат обошелся без таких вот пятачков.
Хотя, как уже сказано, ближе к концу чемпионата ощущение праздника начало спадать. Говорят, так бывает всегда. Привычными и узнаваемыми в лицо стали наркодилеры, средь бела дня предлагающие туристам "траву" на центральной Руа Аугушта, все так же резались в карты за столиками в открытых кафе немцы, для которых чемпионат закончился уже давно. И официанты уже не были так подчеркнуто радушны, как в начале турнира. Вернуть на короткое время атмосферу праздника на улицы Лиссабона могла победа Криштиану Роналду и компании в финале, но ее так и не дождались. Праздник футбола на континенте закончился на самом его Западе, чтобы через четыре года вернуться в самый центр старушки Европы. Посмотрим, каким будет он на этот раз. До начала его остались считанные часы.