|
Серьезной проблемой для американских авиакомпаний стало отсутствие специалистов со стажем. Главный инспектор Министерства транспорта США отметил в своем докладе, что все больше диспетчеров увольняются или уходят на пенсию, а Федеральное управление авиации (FAA) выбивается из сил в поисках новых сотрудников.
В ведомстве также нет человека, который отвечал бы за обучение вновь прибывших сотрудников. Отметим, что на освоение профессии диспетчера уходит три года, и FAA ожидает полной комплектации штата в течение следующих десяти лет.
Член Палаты представителей Джерри Ф. Костелло, председатель подкомиссии по авиации Комитета по транспорту и инфраструктуры, считает, что "FAA делает слишком мало, чтобы попытаться удержать самых опытных диспетчеров". Три года назад в FAA решило ужесточить контроль за тренингом диспетчеров и обязать менеджеров взять на себя ответственность за уровень подготовки персонала.
Но этого так и не было сделано. Представитель управления Лора Браун признала, что иногда на посту авиадиспетчера может работать человек, обладающий сертификатом диспетчера, но не прошедший всех необходимых уровней подготовки. Вместе с тем она отметила, что количество недавно набранных сотрудников в индустрии все же растет. "Даже страшно подумать, что этих неопытных людей мы выпустим на работу и доверим жизни десятков тысяч людей", - говорит по этому поводу Костелло.
Проблемы с нехваткой кадров начались у FAA еще в 1981 г., когда Рональд Рейган уволил более десяти тысяч авиадиспетчеров. Те же, кто пришел на их места, уже достигли пенсионного возраста. Кроме того, в 2006 г. FAA снизило зарплату сотрудников на 30% и заморозило фиксированную тарифную ставку. Патрик Форрей, председатель Национальной ассоциации авиадиспетчеров США, считает, что именно это послужило причиной массовых увольнений. За весь прошлый год оставили службу 1600 человек, а за последние пять месяцев - около тысячи.
В Росии же гражданская авиация рискует через пару лет остаться без пилотов. Каждый год из авиакомпаний уходят по 500 летчиков, при этом учебные заведения выпускают около 200 специалистов, то есть обновления кадров не происходит. Еще одна проблема заключается в том, что наши летчики, несмотря на высокую по российским меркам зарплату, переходят работать к зарубежным конкурентам. К 2015 г. нашей стране не будет хватать восьми тысяч пилотов, способных водить магистральные лайнеры. Крупные российские авиакомпании всерьез озаботились проблемой нехватки кадров, поэтому решили создать учебный летательный отряд, для подготовки которого будут использоваться собственные ресурсы компаний-перевозчиков.
Будем надеяться, что ситуация все же изменится к лучшему. Ведь профессия пилота гражданской авиации всегда была овеяна ореолом романтики, к тому же она входит в пятерку самых гламурных специальностей.