Питерцы в сувенирном палаццо

Читать в полной версии →
Выставка "XX век в Русском музее" представляющая часть коренных питерских фондов, и проект "Время собирать" - еще недавно украшавший залы петербургского музея, - приехали погостить в Царицыно


ФОТО: tsaritsyno-museum.ru



В относительно спокойный для музейных сотрудников и галеристов летний сезон наступает пора бывших загородных дворцов и усадеб - прохлада их парков и уютные прудики привлекают праздношатающихся граждан больше, чем музейная экспозиция. И все же наиболее дальновидные кураторы стараются отметить открытие сезона масштабными выставками. В этом году особенно отличилось многострадальное "Царицыно".

Территория Царицына привлекала людей, начиная с неолита - уже тогда утомленный охотой Homo sapiens норовил расслабиться в этих живописных местах. Впоследствии образовавшееся здесь поселение носило самые противоречивые названия: от благородного "Богородское" (так оно впервые упоминается в летописях XVI в.) до уничижительного "Черная грязь". Уже в то время злой рок тяготел над этими местами, принадлежавшими тогда царице Ирине, сестре Бориса Годунова. На протяжении двух веков сильные мира сего упорно пытались избавиться от неугодного владения, но будущее "Царицыно" вновь и вновь возвращалось в царскую казну. Ирина сбагрила деревеньку Стрешневым, а те передали ее по наследству Голицыным. В 1689 г., после ссылки В.В. Голицына, она опять перешла в дворцовое ведомство, и только в 1712 г. Петр I презентовал ее Д.К. Кантемиру, при котором и началось строительство усадьбы. Но уже через шестьдесят лет имение выкупила Екатерина II, которой захотелось заиметь уютную подмосковную дачку.

Вот только с архитектором у императрицы "промашка вышла ужасная" – обратившись к самому лучшему московскому зодчему Василию Баженову, она и представить себе не могла, что вместо приятного летнего палаццо ей предложат жить в мрачном псевдоготическом замке, напичканном масонской символикой. Баженов работал над проектом десять лет. К 1785 г. были построены дворец, Оперный дом, кавалерийские корпуса, мосты и ворота. Но ни архитектурные вариации на тему древнерусского зодчества и европейской готики, ни оригинальное сочетание краснокирпичных стен и белокаменных деталей не прельстили Екатерину. По ее приказу дворец был разрушен, а строительство поручено другому известному архитектору - Михаилу Казакову. Это он придумал разбить прекрасный парк с целой системой сообщающихся прудов, который и поныне манит отдыхающих. На берегу одного из прудов, на обрыве, живописно расположен Оперный дом, до сих пор считающийся одним из самых загадочных царицынских сооружений.

Так началась реконструкция комплекса, затянувшаяся более чем на два века. После смерти Екатерины строительство было приостановлено: казна была пуста из-за войны с турками, а Павел I не собирался претворять в жизнь идеи ненавистной ему мамаши. Злоключения Царицына продолжились уже в ХХ в., когда комплекс решили восстановить в первозданном виде. Средства на реставрацию, как водится, то не давали, то задерживали, и постепенно люди, прогуливающиеся в парке, перестали обращать внимание на рабочих, штукатурящих и красящих стены. Они стали неотъемлемой частью Царицына, механическими статуями ансамбля, который уже никто не рассчитывал на своем веку увидеть законченным.

Долгостроем оказался и Средний дворец Екатерины II. В целом реставрация здания Оперного дома была завершена в еще 1997 г., на втором этаже устраивались выставки, в главных помещениях первого этажа стали проходить концерты. Однако из-за известных финансовых и технических затруднений музею никак не удавалось полностью завершить отделку и оформление уникальных интерьеров первого этажа. Некоторые из малых помещений вообще оставались недоступными для всеобщего обозрения. Лишь в первые годы третьего тысячелетия заново оформленные анфиладные залы первого этажа Среднего дворца Екатерины II в Царицыне были открыты для публичного показа. А в прошлом году, к 860-летию Москвы, был достроен и Большой дворец, который ныне представляет собой наипошлейшее зрелище, впрочем, любимое народом и одобренное тогдашним президентом.

Единственный плюс - в сувенирном палаццо, некогда задуманном как загадочный и мрачный романтический замок, теперь можно устраивать выставки. В преддверии июньских праздников здесь открылись две замечательные экспозиции, прибывшие из Русского музея: "Время собирать" и "XX век в Русском музее". Проект "Время собирать" - это временная выставка, еще недавно украшавшая залы петербургского музея. Представленные здесь работы принадлежат зарубежным коллекционерам, собирающим русское искусство. Среди счастливых обладателей российских шедевров попадаются самые разные люди - от британских аристократов до наших бывших соотечественников, неожиданно оказавшихся за рубежом. Диапазон масштабной экспозиции необычайно широк: от полотен Рокотова и Брюллова до произведений советских живописцев первой половины XX столетия. Попадаются не только действительно хорошие работы, но и совершенно неожиданные произведения - например, гигантское полотно Малявина "Принцесса и омар", созданное художником во время творческой стажировки в Париже.

Выставка "XX век в Русском музее", наоборот, представляет часть коренных питерских фондов. Кураторы проекта попытались охватить все основные этапы и направления в искусстве соответствующего периода. Поэтому помимо ожидаемых шедевров русского авангарда здесь показывают произведения Врубеля, Серова и других художников начала прошлого столетия. В то же время последняя часть экспозиции, не особенно связанная с отечественным искусством, обозначает принципиально новый этап в жизни Русского музея, наступивший после того, как в его собрание попала роскошная коллекция современного зарубежного искусства.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей