ФОТО: Юрий Котенок |
"Yтро": Отец Виссарион, почему Абхазия не желает иметь с Грузией ничего общего?
Отец Виссарион: Сегодня речь идет о восстановлении государственности Абхазии. Признать или не признать - это растяжимые понятия. Лига Наций еще в 1918 г. признала неправомочность грузинских притязаний к Абхазии. Абхазия вправе сама решать, с кем ей быть. Но об этом не хотят говорить. А на самом деле существуют совершенно разные страны, люди, ценности - Грузия и Абхазия.
"Y": В подвешенном, непризнанном состоянии находится и абхазская церковь?
О.В.: В 1943 г. Абхазия каким-то странным путем оказалась в составе грузинского католикоса. После революции, в 1918 г., Патриарх Московский и Всея Руси Тихон не признал полномочность притязаний грузинского католикоса на Абхазию и Осетию, чем, естественно, вызвал гнев и репрессии. С этого, собственно, и началась кампания гонений на святейшего, которая закончилась его мученической кончиной. Именно после этих заявлений у палат, где находился святейший, выставили вооруженную стражу. Тихон взял на себя ответственность и не побоялся сказать правду. Его пытались отговорить Каганович и компания, но безуспешно. Эта ситуация очень долгое время не афишировалась и была достоянием архивов.
Если сегодня Россия не возьмет на себя ответственность перед Богом за Абхазию и Осетию, о чем сказал патриарх Тихон, это приведет к страшным последствиям для человечества. Поэтому и Патриарх Всея Руси Алексий II заявил, что вопрос об абхазской государственности нужно решать путем переговоров. Его слова и поддержка многое значат для нас. Ведь у нас пока нет епископа, нет полноты православной епархиальной жизни. Как же нам быть? В Тбилиси мы не поедем. Это не принимается. Как-то я встречался с католикосом Илией II в Москве. Вопросов по поводу нашей легитимности не возникло, но после отъезда грузинской делегации в Тбилиси появились заявления о нашем расставании чуть ли не в слезах. Вот как искажают реальность. Ведь святейший Илия не говорил об этом. Он понимает ситуацию, но у него тяжелое положение в Тбилиси. Так что для нас очень важна решительность московского патриарха.
"Y": Абхазия известна подвижничеством со времен первых христиан. Здесь в горах постоянно жили монахи. Как война, разруха сказалась на духовной жизни Абхазии?
О.В.: Очень сильно. Вот на территории Ново-Афонского монастыря располагался военный госпиталь. Раненых было очень много, а размещать их было негде. Враги знали об этом и стреляли туда. Там упало много снарядов. Слава богу, обошлось без больших человеческих жертв, а разрушений было много - снаряды падали на крыши, но Господь каким-то путем сотворил еще одно чудо, оградив Свои создания от гибели. Снаряды в основном перелетали через монастырь и уходили в ущелье, где пещера св. апостола Симона Кананита. Там все кипарисы были срезаны как огромными ножницами. Противник рассматривал монастырь как военный объект и наносил по нему удары.
События в Абхазии рассматривают сегодня как конфликт. Ничего подобного - это была настоящая война между Грузией и Абхазией с применением воздушных, морских и наземных сил. Конфликт - это когда соседи повздорили и разошлись. А здесь жертвами стали тысячи людей, причинены огромные разрушения.
В Каманах погиб священник. Около храма не должно быть боевых действий, но грузинские гвардейцы установили на колокольне пулемет и вырыли окопы вокруг храма. Естественно, когда абхазская армия шла в наступление, то была вынуждена подавлять огневые точки. Бойцы подразделения Рафика Айба обходили храм, и по ним открыла огонь из автомата женщина, застрелив несколько человек. В этот момент из храма вышел батюшка. Он поклонился Иоанну Златоусту, а в храм залетела граната, разлетелись осколки. Там батюшка, отец Андрей, и погиб. Мы похоронили его прямо у храма. А того, кто кинул эту гранату, на второй день разорвало в бою в клочья.
Мою скуфью несколько раз пробило пулями. Я попадал под снайперский огонь, ходил по окопам с крестом, утешал, помогал раненым. Знаете, когда идут боевые действия, мало обращают внимания на то, кто священник или солдат. Всякое было. Но я не осуждаю никого. Со мной тогда был военный корреспондент из Москвы Борис Солдатенко. Мой духовный отец мне сказал тогда: "Ты опасно ходишь". Но я не мог не пойти. Один раз попал на простреливаемое место у разрушенной школы. Пространство надо было пробежать, но я не побежал, когда начался огонь, а укрылся в ямке. Меня было видно, и по мне стреляли. Посмотрел - крови нет...
Еще один батюшка погиб в Сухуме, еще один - отец Лаврентий - пропал без вести. Погибла при артобстреле храма гладильщица Мария.
"Y": Расскажите, как приходили к вере люди во время войны.
О.В.: Однажды мы сидели у костра на горе под Сухумом со стороны дач, перед наступлением. Солдаты варили похлебку. Начался сильный обстрел. Я накрыл Сергея Шамбу, и я стал его крестным отцом. Крестил бойца - жителя Нового Афона, который потерял ногу, чудом Господним оставшись в живых. Здесь крестились чеченцы. Когда в Канамах шло Шромское сражение, было много погибших. Под шквальным огнем там мало кто выжил. Ребята, бравшие у меня благословление, молились. Четыре чеченца, которые вышли из этой мясорубки, сказали: "Ваш Бог сильнее, чем наш, крестите нас". Я отправил их к отцу Петру в Лыхны.
Во время войны ко мне обратился рядовой казак из Хабаровска Владимир Платонов, который попросил в случае гибели похоронить его на абхазской земле. Он погиб в Гагре. Я похоронил его в часовне в Лыхны, на месте захоронения казаков, которые погибли в XIX в., во время восстания абхазов. Платонов, защищавший Абхазию, похоронен над ними. Сейчас эта часовня - одно из самых почитаемых мест в Абхазии.
Вообще, по военной науке подняться на гору и взять Сухум было невозможно - город был укреплен. Но все устроил Господь. Это спасло и грузин, и абхазов, что Господь прекратил кровопролитие, которое могло продолжаться долго. По большому счету, грузинам выпало счастье, что они прекратили то, чего и не должны были делать.
"Y": Действительно ли сейчас в Абхазии распространяется ваххабизм.
О.В.: Много небылиц распространяется грузинскими СМИ, которые выдумывают их, заявляя, что абхазы - чуть ли не поголовно мусульмане. Распространение ваххабизма в Абхазии - выдумка. У нас нет ни одной мечети. Это апостольская земля. С другой стороны, есть такие силы, которые пытаются через Саудовскую Аравию, через Турцию и местных абхазцев внедрить ваххабизм.
Напомню, что православные христиане имеют право защищать свой дом и брать в руки оружие. Против Абхазии была совершена откровенная и неприкрытая агрессия. Абхазы ведь не поехали в Тбилиси с оружием. Это из Грузии пришли гвардейцы - не споры по географии и истории разводить, а с оружием с суши, моря и воздуха. А сегодня пытаются представить дело так, будто этого нападения не было. О чем можно говорить с тем, кто, не признавая тебя, пришел физически покорить, уничтожить? Я считаю, что надо искать и найти инициатора этой кровавой ситуации, того, кто благословил их на этот поход. Враг рода человеческого постарался здесь на славу.
"Y": Попытки вернуть в Абхазию потомков махаджиров могут привести к распространению здесь мусульманства?
О.В.: Несколько месяцев назад я встречался с группой этих людей из Турции. Я напомнил, что они были христианами, имеют православные корни. Потомков махаджиров было человек сто. Из них человек двадцать признались, что бывают в мечети. Спрашиваю: "На каком языке вы молитесь?". Естественно, на арабском. "Вы арабы?". "Нет". "Вы турки?". "Нет". Я сказал, что не хочу быть затурканным абхазцем. Они загудели. Тогда я заметил, что абхазцам православие дает возможность молиться на родном языке, и Господь слышит их. Если же идет молитва на арабском языке, то о какой Абхазии может идти речь? Все стоящие там были поражены. Один из них сказал, мол, какая разница, на каком языке молиться. Остальные 99 напали на него. На самом деле, если они вернутся к своим корням, в Абхазию, то не представляют опасности ни для кого.
"Y": Тем не менее возвращения махаджиров нет.
О.В.: Это опять-таки политика. Есть деятели, которые заявляют, что возвращение абхазов из Турции приведет к ваххабизму и катастрофе. Это опять ложь.
"Y": В Абхазии ждали признания после Косова?
О.В.: Православная абхазская среда возмущена тем, что у Сербии вырвали духовное сердце, землю монастырей - Косово и Метохию. Мы огорчены, что Россия не вступилась за сербов. Но сравнивать Косово с Абхазией - безумие. Это - родина абхазов, а там - территории. Нам некуда идти. Опять бежать в Турцию? Прошлые поколения были загнаны в такие условия, но мы не повторим ошибок прошлого. Нас сегодня, возможно, хотели бы изгнать. Но в Абхазии прекрасно понимают, что до конца претерпевшие спасутся, а неготовые - убегут.
Мы живем на дарованной Господом земле. Абхазское государство было, есть и будет. Оно в 1810 г. вошло в состав Российской империи автономным княжеством. Мой прадед Аплиаа подписывал грамоту об этом в Санкт-Петербурге. Мы никуда не уходили из России, несмотря на все революционные бунты.
Народ абхазский огорчен нерешительностью России, но Косово здесь совершенно ни при чем.
"Y": Остаются ли пустынники в горах Абхазии? Что старцы говорят о будущем этой земли?
О.В.: Пустынножители могут обладать Божественным даром, когда уходят от людской суеты в определенные места. Они молятся в горах. Некоторые не общаются ни с кем, приняли затворничество. Они действительно достигают высочайших дарований, данных Господом человеку в религиозной форме. Им открывается воля Божья, потому что чем ближе мы к Богу, тем становимся более разумными и предотвращаем конфликты даже на уровне замыслов. Пустынники подсказывают людям, как избежать ошибок, козней и ловушек, расставленных врагом. Старцы находятся в горах Абхазии и будут находиться. По этим святым местам ходили Андрей Первозванный, Симон Кананит, Иоанн Златоуст. Здесь произошло третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Здесь кипела духовная жизнь, потому что, когда были гонения, люди уходили в эти места, не прекращая обращаться ко Христу.
Что же касается предсказаний – то прислушались ли к предсказаниям Иоанна Кронштадтского, который предупреждал накануне революционного бунта? И в Евангелии написано о том, сколько будет знамений, но все равно не поверят им. Главное - иметь веру. Господь требует от своего творения не много: верить и жить по Его закону. Сколько лет уже государство отделено от церкви. Это означает игнорирование закона Божьего. Церковь не вмешивается в образовательную систему, где человека учат в духе дьявольских козней. Отсюда и катаклизмы, и революционные бунты, и коммуны. Все, что началось с Французской революции, продолжается до сих пор. Вместо образа и подобия Господа мы получаем и даем нашим детям безобразие. Поэтому образ, который остался в этих горах, - великое счастье и великая радость для всех нас. Пустынникам нужно только помогать. Я делал это, еще не будучи священником, продолжаю делать это и сейчас.
"Y": Пятнадцать лет неопределенности подорвали надежду людей?
О.В.: Надежда остается. Есть вера и любовь. В Абхазии знают, что такое своя страна. Молитва и труд все перетрут. Нужно восстановиться духовно. Прежде всего, ищите Царствия Божьего, а все остальное приложится. То же самое касается и государств – и Абхазии, и России, где, слава Богу, президенты - благочестивые люди. Мы должны молиться за Россию. Если, не дай Господь, упадет Россия, упадем мы все.
"Y": В Грузии призывов реально взглянуть на происходящее в Абхазии не слышно. Или это не так?
О.В.: Они так научены. Советская и светская школа учила, что Абхазия – это Грузия. А сегодня там учат еще хуже. Образовательная система губит народ в образе лжи и художественных оформлений. За вторжение с оружием в чужой дом Господь пока не наказал Грузию, а только предупредил, выведя из Абхазии. Им нужно войти во врата покаяния. Но пока они слышат только то, что хотят. Могу показаться резким, но, по моему мнению, переговорный процесс надо прекращать. Потому что эти игры, политические дебаты ни к чему не приведут. Они лишь уводят от главного.
"Y": Спасибо за беседу.