А другим наглядным подтверждением стала послематчевая пресс-конференция, в ходе которой ван Бастен лишь недоуменно пожимал плечами, не в силах объяснить того, что приключилось с его командой. Хиддинк же спокойно и четко растолковал, в чем был смысл его тактической установки на игру и благодаря чему она сработала.
Пресс-конференции Хиддинка здесь вообще самые интересные и содержательные, ибо никто не сравнится с нашим тренером в стремлении и умении охотно и откровенно оценить любую игровую ситуацию, объяснить смысл своих решений и тактическое содержание матча. К сожалению, он вынужден периодически отвлекаться на всякие посторонние, не имеющие отношения к делу вопросы: досужие разговоры о череде недавних успехов российского спорта, об истории выступлений советских хоккеистов на Олимпиадах в Инсбруке, о роли болельщиков, о том, сочтут ли его предателем на родине... Из всех этих неловких ситуаций Хиддинк выкручивается, как может. Но когда разговор переходит к делу, собравшимся остается лишь слушать его, раскрыв рот.
Вот, например, как он объяснил победу над Швецией в решающем групповом матче: "Наш анализ показал, что шведы предпочитают бороться линия на линию. Они любят, когда их линия обороны противостоит нападающим соперников, а в середине поля борьбу ведет одна линия полузащиты против другой. Но при этом они чувствуют себя неуютно, если события разворачиваются на пространстве между линиями, так как они не приучены перекрывать это пространство. Поэтому нашей задачей было сосредоточение атакующих действий именно в этой зоне - между шведской защитой и полузащитой. Туда мы отрядили Аршавина, и там его находили своими передачами партнеры. Такая тактика и обеспечила нам успех". А Аршавину, добавим, - звание лучшего игрока матча.
Так же подробно объяснил Хиддинк и суть противостояния с Голландией: "Мы полагали, что главная угроза будет исходить с правого фланга голландцев, где играет Дирк Кюйт. Поэтому вместо Билялетдинова я выпустил Саенко - дисциплинированного, сильного и выносливого игрока из бундеслиги, который мог оказать на Кюйта физическое давление. Благодаря этому давлению, когда мяч оказывался у нас, мог совершать походы вперед Жирков, что практически превращало Кюйта в защитника. Так мы постарались нейтрализовать угрозу на правом голландском фланге, вынудив соперника больше играть на противоположном краю, где сознательно оставили ему немного пространства".
Примечательно, что Хиддинк не побоялся признать: этот план срабатывал не всегда. "Нам стало значительно тяжелее, когда Кюйт и Снейдер поменялись флангами". Речь, как вы понимаете, идет о последней трети первого тайма, когда голландцы действительно прибавили и перехватили инициативу. Но самое интересное следует дальше: "К счастью, соперник произвел замену, и нам опять стало легче", - сказал Гус. Эту замену ван Бастен сделал в перерыве, выпустив вместо Кюйта Робина ван Перси. Выходит, сам того не осознавая, молодой голландский тренер собственноручно разрушил игру, которая только-только начала возвращаться к его команде.
Кстати, с трибуны или экрана телевизора эта замена вполне могла показаться оправданной, так как многие, думаю, сочли, что Кюйт в тот вечер был непохож на самого себя. Но из слов Хиддинка становится понятно, что объяснялось это отнюдь не неудачным для игрока днем, не утренним подъемом не с той ноги, а целенаправленной работой соперника в данном направлении. Ладно мы, зрители, могли этого не понять, но тренер-то понять обязан, если хочет сделать свою команду чемпионом Европы. А ван Бастен не понял, отчего и разводил на пресс-конференции руками: дескать, не знаю, что с нами произошло и куда делась наша игра.
Теперь Хиддинку предстоит вести спор с Луисом Арагонесом - тренером не менее опытным и весьма заслуженным. Однако никак не скажешь, будто на нынешнем турнире испанский специалист впечатляет своими интересными и тонкими решениями. Игра его команды особых изменений не претерпевает, замены он делает весьма консервативные. Так, например, решил менять своих созидательных полузащитников - Чави и Иньесту - парой на Фабрегаса и Касорлу. Словно заранее задумал распределить между ними объем работы: эти потрудились, теперь пусть те потрудятся. По сути же игра этими ходами никак не усиливается и даже не меняется. Ну, и не может не вызывать подозрений любовь к замене лучшего игрока команды - Фернандо Торреса. Как тут не вспомнить, что в свое время Арагонес шокировал весь испанский народ, исключив из сборной Рауля?
Но теперь, накануне полуфинала, он явно в невыгодном положении относительно Хиддинка. Наш-то тренер прекрасно знает, что представляет собой сборная Испании, а вот что может сказать о нашей команде испанец? Только ту банальность, которую произнес после четвертьфинала с Италией: теперь сборная России - совсем не та, с которой мы играли в первом матче. Да уж, это понятно, не та. А какая? Гадайте, сеньор Арагонес, гадайте.
## AP ©