|
Законопроект, предусматривающий внесение соответствующих изменений в трехлетний бюджет страны, уже готовится в недрах парламента. Редкое единодушие по этому вопросу высказали все четыре фракции. Изменение в финансовом обеспечении партий должно стать органичным продолжением реформирования российского политического пространства.
По слухам, первыми обеспокоенность оскудением из-за инфляции партийной казны выразили коммунисты. Они обратили внимание коллег на то, что статьи расходов на содержание парламентских партий были упущены из внимания при рассмотрении вопроса индексации. Возмущение было праведным, ведь государство строго спрашивает задолженность за использование бесплатного эфира для агитации во время выборов с тех партий, что так и не смогли преодолеть избирательный барьер и не заручились поддержкой даже 3% избирателей. Партиям-должникам грозит ликвидация, если они не компенсируют госрасходов. При этом само государство, по мнению фракции КПРФ, не учитывает инфляцию, задерживает выплаты и тем наращивает свои долги перед парламентариями. Гневное письмо коммунисты намерены направить в правительство России.
Их коллеги по фракции ЛДПР в своих рассуждениях пошли дальше. Стоимость одного голоса избирателя для парламентских партий пока оценивается в 5 рублей. Либерал-демократы предлагают поднять планку до 20 рублей. Политические организации тем более смогут оценить эффект от удорожания голоса избирателя, если предельная численность для регистрации партии будет также увеличена с нынешних 50 до 100 тысяч человек. При незначительной политической конкуренции и высокой массовости российские партии могут рассчитывать на существенные вливания от государства. Актуальной при этом становится и инициатива лидера "Справедливой России" Сергея Миронова об увеличении финансирования партий за счет средств государственного бюджета в четыре раза. С этим предложением солидарны либерал-демократы.
Усугубить новации Миронова они рекомендуют четырехкратным увеличением предельного размера пожертвований на партийные нужды от физических и юридических лиц, при том что сейчас эта планка составляет 10 млн рублей. Подобные нововведения позволили бы партиям не мелочиться, испрашивая индексаций за инфляцию. Российскому избирателю ничего не остается, как принять на веру аргументы партийцев о том, что планируемые изменения в закон "О политических партиях" позволят сделать партийные кассы более чистыми и прозрачными.
Впрочем, надо отдать должное, в редких случаях депутаты задумываются не только о партийном кармане, но и о благополучии россиян. Из стана той же фракции ЛДПР звучит замечание о том, что избиратели имеют больше морального права спросить, когда им увеличат зарплату, чем партии - о компенсации. Стоит добавить, что даже в государстве с суверенной демократией формирование госбюджета не обходится без взимания налогов с частных лиц, то есть с тех же самых избирателей. Это делает их право, в том числе на информацию о расходовании государственных средств, более весомым, нежели права политических организаций.
Депутаты акцентируют внимание на том, что в случае принятия всех предложений по реформированию законодательства о политических партиях, воспользоваться их плодами можно будет только по итогам следующих выборов, в 2012 году. До этого будет формироваться еще один трехлетний бюджет, в который, как и в текущий, можно внести необходимые поправки, если не удастся победить инфляцию или партийные аппетиты разгуляются.
К слову, председатель Счетной палаты России Сергей Степашин уже выражал свое недовольство тем, что федеральный бюджет пересматривается слишком уж часто. Поводом для недовольства послужила чрезмерная осторожность оценок Минэкономразвития РФ, отстающих в своих прогнозах по основным макроэкономическим показателям и росту объема ВВП. Видимо, перманентная работа над бюджетом спровоцировала парламентариев задуматься и о финансовом благополучии политических структур, обеспечивших их мандатом неприкосновенности. Конкурирование за место у государственной "кормушки", безусловно, должно способствовать взрослению политических партий России. Тем более если этих партий в стране останется пять - шесть, как обещал Дмитрий Медведев.