Путин и Медведев решили "расколоть" Америку

Читать в полной версии →
Различие в подходе президента и премьер-министра к происходящему в США напоминает известную игру в "злого" и "доброго" следователей, преследующих одну и ту же цель




Российская экономика готова оказать помощь США в борьбе с мировым финансовым кризисом. С таким заявлением выступил в понедельник Владимир Путин в ходе встречи с министром финансов США Генри Полсоном. По словам главы Кабинета министров, Россия, которая является "самым горячим сторонником" поддержки стабильности мировой экономики, в последнее время действовала согласованно с Вашингтоном и намерена продолжать действовать так и дальше.

Слова Путина вызвали удивление ряда экспертов. Не далее как в начале июня в ходе экономического форума в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев сделал ряд резких заявлений в адрес США, выразив сомнение в их способности удерживать в дальнейшем позиции мирового лидера. "Несоответствие формальной роли США в мировой экономической системе ее реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса, - заявил российский президент. - Сколь ни был бы велик американский рынок, и сколь надежна ни была бы американская финансовая система - они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки".

На фоне этих слов вчерашнее заявление премьер-министра о готовности России оказать Америке помощь в борьбе с экономическим кризисом звучит явным диссонансом. Можно вспомнить предложение поддержки Джорджу Бушу, сделанное Путиным сразу после трагических событий 11 сентября, однако сходство в данном случае является исключительно внешним. Предлагая Америке поддержку после терактов, российский президент искренне рассчитывал на сближение двух стран, чего, в конечном счете, не произошло. Вчерашнее предложение помощи выглядит совершенно иначе: оно сделано с позиций если не равного, то явно находящегося в более выигрышном положении партнера.

Различие в подходе президента и премьера к происходящему в США напоминает известную игру в "злого" и "доброго" следователей, преследующих одну и ту же цель - "расколоть" подследственного. На сей раз в роле "злого" следователя выступает Медведев, Путин выглядит куда "добрее".

Что могло послужить причиной этой игры и действительно ли США нуждаются в помощи и поддержке со стороны России? С 7 по 9 июля в Японии состоится очередной саммит G-8, на котором США могут подвергнуться критике со стороны остальных стран - членов "большой восьмерки". Для Америки подобный поворот событий крайне нежелателен, так как это будет способствовать дальнейшему ослаблению ее позиций в мире.

На этом фоне предложение Путина принимает вполне конкретные очертания. Из него может следовать, что накануне саммита и на самом саммите Россия готова смягчить риторику, или более того - выступить с поддержкой США. Учитывая растущее российское влияние, этого шага может оказаться вполне достаточно для того, чтобы избавить Америку от ряда неприятных моментов (и их последствий) в ходе встречи лидеров G-8. "Цена вопроса" была озвучена российской стороной в ходе все того же форума в Санкт-Петербурге. "Превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля в одну из ведущих региональных резервных валют", – так охарактеризовал ближайшие цели России Медведев. Достичь их без помощи США, которые продолжают оставаться крупнейшим игроком на мировой финансовой и политической арене, вряд ли возможно.

Разыгрываемая Москвой комбинация (а, похоже, это действительно "домашняя заготовка") имеет неплохие шансы на успех. При нынешнем положении дел помощь России может оказаться для США совсем не лишней. Договариваться с ней о более тесном партнерстве гораздо проще и удобней, чем вести подобные переговоры с такими лидерами, как Китай, поскольку у России нет столь тесных и запутанных экономических отношений с США, сковывающих действия обеих сторон. Более того, Россия обладает заметным влиянием на мировом энергетическом рынке, что также весьма актуально для Америки.

Одним словом, обе страны имеют хорошие шансы найти общие интересы в энергетической и финансовой сферах. Это означает, что сегодня у России появляется неплохая возможность при поддержке США занять куда более значимое место в ряду стран, определяющих пути и направления развития всего мира, чего не удалось добиться в 2001 году. Подтвердятся подобные предположения или нет, станет известно по результатам саммита G-8.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей