|
Госкорпорация "Ростехнологии" была создана в ноябре 2007 г. на базе ФГУП "Рособоронэкспорт". Возглавил ее близкий друг Владимира Путина Сергей Чемезов. Формирование "Ростехнологий" с самого начала сопровождалось слухами и скандалами. Чемезов проявил недюжинный аппетит, готовя проект указа с перечнем государственной собственности, которую надлежало передать в уставной капитал госкорпорации. В поле зрения главы "Ростехнологий" попали не только предприятия ВПК, но и гражданские активы. В списке числилось более 600 предприятий, среди них "АвтоВАЗ", "КамАЗ", ОАО "УАЗ", авиахолдинг AirUnion, ОАО "Тверской вагоностроительный завод", ОАО "Завод по производству труб большого диаметра" и ОАО "Тутаевский моторный завод", "ВСПО-Ависма". Для реализации масштабной задачи, возложенной на "Ростехнологии" - содействие разработке высокотехнологичной промышленной продукции, прежде всего военного назначения, ее производству и экспорту, - Сергею Чемезову могли понадобиться объекты недвижимости в Москве и Удоканское медное месторождение.
Амбиции главы "Ростехнологий" встретили активное сопротивление в федеральных министерствах и топ-менеджменте ряда компаний, обеспокоившихся судьбой частных акционеров-миноритариев. Ограничить аппетиты Чемезова пытались вице-премьер Сергей Иванов, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Кудрин, например, выражал подозрение, что "Ростехнологии" ищут механизмы "увода" доходов госбюджета и проведения "скрытой приватизации" передаваемого им госимущества. Иначе, по мнению министров финансов и экономразвития, трудно было объяснить желание Чемезова получить активы гражданских отраслей промышленности и доли РФ в зарубежных совместных предприятиях.
К слову, аналогичное подозрение озвучивали зарубежные СМИ. Они считали неслучайным создание семи из девяти госкорпораций именно в 2007 г., когда Путин готовился сменить кресло президента на портфель главы Кабинета министров. В большинстве случаев госкорпорации, наделенные огромными средствами из федерального бюджета и солидными пакетами государственной собственности, возглавили люди, в той или иной степени близкие экс-президенту. По слухам, проект госкорпорации "Ростехнологии" замышлялся Владимиром Путиным с целью противостоять экспансии так называемой группы "силовиков", лидером которой считали Игоря Сечина.
Ожидалось, что проект указа, подготовленный Чемезовым, будет подписан президентом России в декабре 2007 года. Но Путин оставил свой пост, не сделав прощального подарка другу. Поставить решающую точку в нелегком вопросе наделения госсобственностью очередной корпорации должен был уже Дмитрий Медведев.
К середине июня министерствам предстояло согласовать окончательный вариант списка предприятий для передачи "Ростехнологиям". Однако было ясно, что у премьер-министра и президента страны представление о том, что и на каких условиях будет передано госкорпорации, уже сложилось. По сути, процедура согласования носила формальный характер. Компромисс при определении госпакета собственности для передачи в ведение "Ростехнологий" был достигнут не путем долгих переговоров, а явился плодом волевого решения первых лиц государства.
В качестве компромиссного был использован проект указа, подготовленный Минэкономразвития. Предполагается сократить список предприятий, передаваемых в собственность "Ростехнологиям", до 420 за счет предприятий с госпакетом меньше блокирующего, активов, на которые претендуют стратегические инвесторы и которые подлежат продаже в соответствии с планом приватизации, и предприятий, проходящих процедуру банкротства.
В большинстве своем Чемезову достанутся предприятия военной промышленности, из тех, которыми был готов пожертвовать вице-премьер Сергей Иванов. Планируется также внести существенные коррективы в механизм управления активами корпорации. Руководство "Ростехнологий" сможет свободно распоряжаться активами только в рамках корпорации. При наблюдательном совете "Ростехнологий" будут учреждены инвестиционные комитеты из представителей правительства, бизнес-структур и самой корпорации, которые займутся оценкой инвестиционных программ и программ развития.
Кроме того, к управлению "Ростехнологиями" будут привлечены 30 независимых директоров. Аналитики свидетельствуют, что этот вопрос вызвал наибольшие затруднения. Тем не менее претенденты для ответственного задания были найдены, отобрано уже 12 кандидатур. Таким образом государство надеется сделать процедуру управления активами ВПК, а также предприятиями двойного и гражданского назначения, более прозрачной.
Существенные ограничения и уступки, на которые вынуждают идти Чемезова, вряд ли способны обрадовать главу госкорпорации. Но окончание баталий при дележе федеральной собственности, без сомнения, факт положительный. Новая редакция проекта указа о собственности "Ростехнологий" поддержана премьер-министром, и предложенный подход полностью разделяют в Кремле. Интересы всех заинтересованных сторон учтены в максимально возможном объеме. Заслуга в успешном завершении тактической кампании по перераспределению собственности в интересах крупной госкорпорации, безусловно, принадлежит Путину, тогда как ответственность за будущее выделяемой "Ростехнологиям" государственной собственности будет возложена на Медведева. Ставки сделаны.