|
Табуированными, в частности, оказались такие распространенные слова, как "изнасилование", "пьяный", "жертва", "место преступления" и "убийство". Впрочем, адвокаты не видят в этом запрете ничего противоестественного: по их мнению, эти эпитеты являются утверждением того, что на самом деле еще нужно доказать. То есть называя обвиняемого "убийцей", судья может позже столкнуться с крупными неприятностями.
По словам вице-президента Национальной ассоциации окружных прокуроров Джошуа Маркиса, табу похоже на вирус. "Убийство" заменяется словом "смерть", а "изнасилование" становится "половым контактом". Это, по убеждению Маркиса, никак не отражает сути содеянного преступником.
Между тем подобная практика действительно распространяется по американским судам. Прокуроры неоднократно жаловались Маркису, что из протоколов судебных заседания таинственным образом исчезают запрещенные слова. Так, широкую огласку получил случай, произошедший в штате Небраска. Судья запретил женщине, подвергшейся изнасилованию, использовать в своей речи слова "изнасилование" и "жертва". Тори Боуэн, пострадавшая, не стала отказываться от своих слов и заявила, что решение судьи - это "пощечина жертве". Конфликт ни к чему не привел: присяжные так и не смогли вынести свой вердикт.
Идея об ограничении лексикона, который можно использовать в суде, не так уж и нова. Так, в 1990 г. защитники некоего чикагского гангстера добились запрета на использование слова "мафия" в судебных слушаниях. А в 2004 г. на процессе против звезды баскетбола Коби Брайанта, обвиняемого в изнасиловании студентки, запрещенным оказалось слово "жертва".
Брайант не отрицал, что вступил в связь со студенткой, работавшей в мотеле, однако утверждал, что все произошло по взаимному согласию. "Жертва", в свою очередь, признавала, что согласилась пойти в номер Коби, начала с ним целоваться, но потом тот схватил ее за горло и повалил на кровать. Кстати, экспертиза показала, что в тот же день студентка занималась сексом с еще одним мужчиной.