Крупнейшему в мире автопроизводителю грозит банкротство

Читать в полной версии →
Акции General Motors стремительно обесцениваются, продажи падают. Специалисты инвестиционного рынка предрекают автогиганту скорый финансовый крах. Капитализация компании равна капитализации "АвтоВАЗа"




Компании General Motors, первой из тройки американских автогигантов, грозит банкротство - таков приговор консалтинговой инвестиционной компании Merrill Lynch.

На сегодняшний день акции GM сложно считать выгодным капиталовложением - их финансовые показатели являются худшими за последние 36 лет. За первый квартал текущего года компания потеряла $3,3 млрд, что является колоссальным отрывом "в минус" от показателей за тот же период прошлого года - тогда убытки General Motors составили $400 миллионов. Выручка же за 12 месяцев сократилась на $700 миллионов.

Кроме того, согласно рейтингу журнала Fortune 500, американский автогигант возглавляет список компаний, для которых 2007 г. был крайне неудачным по финансовым показателям. Это и не удивительно: годовой убыток GM почти сравнялся с отметкой в $39 миллиардов. На данный момент стоимость одной акции компании составляет менее $10. Специалисты Merrill Lynch дали еще более низкую оценку - $7. За текущий год акции GM потеряли в цене почти 60%, вернувшись на уровень 1955 г., а капитализация компании снизилась с $21,5 млрд до $5,65 миллиарда. Показатель совершенно фантастический для лидера мирового автопрома, ведь примерно теми же цифрами может похвастаться куда менее известный в США и Европе "АвтоВАЗ": капитализация российского производителя близка к отметке в $5 миллиардов. Следует отметить, что объем продаж "Жигулей" составляет около 1 млн автомобилей в год, в то время как GM официально заявляет о ежегодных продажах 9,4 млн автомобилей таких марок как Buick, Cadillac, Chevrolet, GM Daewoo, GMC, Holden, Hummer, Opel, Pontiac, Saab, Saturn и Vauxhall.

По мнению аналитиков, столь шаткое положение GM объясняется в первую очередь ростом цен на бензин, заставляющим американцев пересаживаться с многолитровых внедорожников и пикапов на более компактные и экономичные авто, а также жесточайшей конкуренцией со стороны азиатских производителей. Которые, заметим, также несут убытки: продажи компании Toyota, одного из крупнейших игроков на американском авторынке, за год упали на 21,4%.

Специалисты GM отчаянно пытаются исправить ситуацию. В частности, было заключено новое соглашение с профсоюзами, согласно которому компания имеет право сокращать пенсии рабочих, уменьшать выплаты по возмещению вреда, причиненного здоровью, устанавливать новым рабочим заработную плату ниже существовавшего ранее уровня. Кроме этого, в июне было принято решение закрыть четыре завода (в США, Канаде и Мексике) по производству внедорожников - это позволит GM ежегодно экономить $1 миллиард. Также активно ведутся разговоры о возможной (и скорой) продаже марки Hummer. Правда, по мнению аналитиков инвестиционного рынка, это запоздалое решение: сомнительно, что продажа Hummer принесет весомую прибыль, скорее всего, это будет убыточной сделкой, по аналогии с продажей компанией Ford своих брендов - Jaguar и Land Rover - индусам из Tata.

Аналитики уверены: GM грозит банкротство. По их мнению, спад продаж на 18,2% в 2008 г. оказался катастрофическим для компании и будет лишь продолжаться в дальнейшем. Несмотря на то что в прошлом году руководство GM, напротив, радостно рапортовало о трехпроцентном росте продаж.

Александр КУЗЬМИН |
Выбор читателей