|
Тяжба идет относительно объемов изъятых со складов СПС в ходе прошлогодней избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы агитматериалов. Как известно, партия, набравшая на тех выборах менее 1% голосов, изготовила почти 77 млн экземпляров агитационных материалов. Впрочем, в отличие от весьма скромной цифры, описывающей популярность СПС в глазах россиян, полиграфические возможности партии остаются вопросом дискуссионным. В ходе самих выборов СПС заявляла в региональные избирательные комиссии о выпуске (или намерении выпустить) порядка 151 млн экземпляров агитматериалов. Однако по отчетности выпустила около 77 миллионов. Совпадает ли отчетность с реальным тиражом - не известно. Ни для кого не секрет, что политические партии в раже избирательной компании всегда ищут возможности сделать, так сказать, больше, чем это им разрешает закон.
Но дело даже не в том, почему у СПС фигурирует в отчетах цифра, почти в два раза меньше первоначально заявленной. Яблоком раздора стали объемы конфиската, изъятые у СПС в ходе кампании агитматериалы в связи с различного рода нарушениями или проверками рекламно-агитационной деятельности партии.
Известно, что в январском письме главы ЦИК Владимира Чурова в адрес Европейского суда по правам человека объем изъятой у СПС продукции определялся как 9 млн 761 тыс. экземпляров. В то же время в Верховном суде, который сейчас рассматривает это дело по иску СПС, представитель ЦИК Ирина Соломонидина назвала другую цифру - 20 млн экземпляров. Правые решили, что Чуров попался и уличен, а разница в зафиксированных объемах кофиската обязательно должна стоить ему кресла главы ЦИК.
Однако непростые манипуляции, сопровождающие подсчеты тиражей, весьма запутанны и сложны для понимания. К примеру, в октябре 2007 г. (то есть, по сути, в ходе самой избирательной кампании), СПС сам обратился к ЦИК с просьбой разобраться с подложной листовкой "Проблема №1", которую кто-то выпустил от имени СПС. В соответствии с поручением ЦИК правоохранительные органы действительно стали изымать эту агитпродукцию. К сожалению, понять, какая из "проблем" настоящая, а какая подложная, с ходу не удалось. Как и установить тех таинственных оппонентов, которые якобы столь масштабно дискредитировали СПС. В результате миллионы экземпляров "Проблемы №1", в том числе и "родной" эспээсовской, были конфискованы для проверки. А после проверки возвращены Союзу правых сил. СПС говорит, что возвратили слишком поздно - к концу избирательной кампании. При этом странным образом познакомиться с "правильной" "Проблемой №1", извлеченной из своего почтового ящика, смог чуть ли не каждый гражданин страны.
Сами правые не раз оценивали цифру изъятого в 40 млн экземпляров, причем по решению судов - 32 миллиона. Странно, но в их же исковом заявлении фигурирует другая цифра - 36 миллионов. Опасная невнимательность для людей, столь пунктуальных к официальным цифрам ЦИК. Никак не комментируют в СПС и тот факт, что указанные Чуровым 9 млн - это цифра, к тому моменту официально подтвержденная судебными решениями. И было это, напомним, в январе - чуть больше, чем через месяц после окончания выборов.
Что и говорить, странностей хватает. Осенью прошлого года со складов ООО "Рео-принт" были изъяты агитматериалы - по отчетности СПС, 70,5 млн оплаченных экземпляров продукции. Однако по актам было принято лишь чуть более 43 млн экземпляров, то есть весьма солидная часть тиража официально не значится изготовленной. По актам наличествуют 5 из 31 млн экземпляров, изъятых со склада типографии в Подольске. По документам реальное число выпущенных СПС карманных календарей составляет 3,6 млн (хотя в иске СПС говорится об 11 млн 750 тыс.), 324 тыс. календарей-плакатов (в иске говорится о 3 млн) и т.п. В общем, мутное это дело - выборы. Тут и в Верховный суд не ходи. Но СПС почему-то пошел...